Особенности ремонта и технического обслуживания мини-техники

Виды технического обслуживания и ремонта оборудования

Основной задачей ТО является отдаление момента достижения машиной неработоспособного или неисправного состояния с помощью мероприятий, предупреждающих отказы и неисправности.

ТО включает в себя регламентированные в технической документации операции (уборочно-моечные, крепежные, контрольно-регулировочные и смазочно-заправочные), проводимые принудительно в плановом порядке, как правило, без разборки и снятия с машины агрегатов, узлов и деталей. В ТО может также входить замена некоторых, деталей. Проведение ТО должно обеспечивать безотказную работу машины в пределах его периодичности.

В зависимости от этапа эксплуатации различают ТО при использовании, ТО при хранении, ТО при транспортировании и ТО при ожидании.

Периодическое техническое обслуживание проводят через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени.

Сезонное техническое обслуживание выполняют при подготовке оборудования к использованию в осенне-зимних и весенне-летних условиях.

Техническое обслуживание в особых условиях эксплуатации предусматривает проведение ряда технологических операций при периодических технических обслуживаниях, которые способствуют нормальной эксплуатации машин в условиях пустыни и песчаных почв, на каменистых грунтах, в высокогорных условиях и при низких температурах.

Отдельные виды специального ТО выполняют в объеме, указанном в технической документации предприятия-изготовителя.

Регламентированное техническое обслуживание проводят с периодичностью и в объеме, предусмотренными в нормативно-технической или эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования в момент начала технического обслуживания.

Техническое обслуживание с периодическим контролем предусматри-

вает выполнение контроля технического состояния оборудования с установленными в нормативно-технической или эксплуатационной документации периодичностью и объемом, а объем остальных операций определяется техническим состоянием оборудования в момент начала технического обслуживания.

Техническое обслуживание с непрерывным контролем, предусмотренное в нормативно-технической или эксплуатационной документации, выполняется по результатам непрерывного контроля технического состояния оборудования.

Поточное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом.

Централизованное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций персоналом и средствами одного подразделения предприятия.

Децентрализованное техническое обслуживание заключается в выполнении требуемого комплекса технологических операций персоналом и средствами нескольких подразделений предприятия.

ТО оборудования следует выполнять в соответствии с инструкциями и рекомендациями, утвержденными в установленном порядке, и инструкциями заводов-изготовителей.

Графики ТО должны составляться владельцами оборудования, согласовываться с подразделениями, эксплуатирующими оборудование и контролироваться службой главного механика предприятия.

Основной задачей ремонта является восстановление исправного или

работоспособного состояния оборудования, а также его ресурса.

Восстановление работоспособного состояния включает в себя идентификацию отказа, (определение места и характера дефекта), наладку или замену отказавшего элемента, регулирование и контроль технического состояния элементов объекта и заключительные операции по контролю работоспособности объекта в целом. Отдельные операции ремонта могут совпадать с операциями ТО.

Текущий ремонт (ТР) предназначен для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования восстановлением или заменой отдельных его агрегатов, сборочных единиц и деталей (кроме базовых), достигших предельного состояния.

Капитальный ремонт (КР) оборудования, агрегатов и сборочных единиц предназначен для восстановления их исправности и ресурса, близкого к полному (не менее 80 %), посредством замены или восстановления любых составных частей, включая базовые.

Для некоторых видов оборудования и агрегатов в зависимости от условий эксплуатации может предусматриваться средний ремонт.

Средний ремонт (СР) предназначен для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей в объеме, установленном в нормативно-технической документации.

Плановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.

Неплановый ремонт – ремонт, постановка на который осуществляется без предварительного назначения.

Регламентированный ремонт – плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования в момент начала ремонта.

Ремонт по техническому состоянию – ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и в объеме, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием оборудования.

Обезличенный ремонт выполняется без сохранения принадлежности восстановленных составных частей к определенному экземпляру оборудования.

Необезличенный ремонт осуществляется при сохранении принадлежности составных частей к определенному экземпляру оборудования.

Агрегатный ремонт представляет собой обезличенный ремонт, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми, или заранее отремонтированными.

Поточный ремонт осуществляется на специализированных рабочих местах с определенными технологической последовательностью и ритмом.

Необходимость проведения того или иного вида ремонта, его периодичность и операции определяются конструктивными особенностями машин, характером выполняемых ими функций, условиями эксплуатации и другими факторами.

Надежность оборудования неразрывно связана с правильной организацией его ТО и Р. Расходы на поддержание работоспособности оборудования зачастую значительно превосходят его первоначальную стоимость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент – человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11233 – | 7559 – или читать все.

Технологическая часть

Содержание и виды технического обслуживания

Техническое обслуживание – это совокупность обязательных операций по проверке, очистке, смазке, креплению и регулировке деталей и узлов машин, имеющих целью – предупредить преждевременные износы, появление неисправностей и поломок и обеспечить работоспособное состояние машины. Техническое обслуживание является профилактическим.

Система технического обслуживания машинно-тракторного парка включает: эксплуатационную обкатку, техническое обслуживание, периодический технический осмотр, ремонт и хранение.

Техническое обслуживание машинно-тракторного парка проводят обязательно после выработки определенного количества мото-часов или расходования определенного количества топлива. Машина, не прошедшая очередного технического обслуживания, к дальнейшей работе не допускается. Для тракторов в процессе их использования независимо от их технического состояния установлены следующие виды планового технического обслуживания:

· Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО);

· Первое техническое обслуживание (ТО-1);

· Второе техническое обслуживание (ТО-2);

· Третье техническое обслуживание (ТО-3);

· Сезонное техническое обслуживание (СТО).

Периодичность технического обслуживания и ремонта тракторов в мото-часах единая для всех тракторов, а в килограммах израсходованного топлива – разная и зависит от часового расхода топлива двигателем. Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе с летней на зимнюю эксплуатацию и наоборот.

Отклонение сроков проведения технического обслуживания в силу производственной необходимости допускается ±10% от нормы.

Организация технического обслуживания машинно-тракторного парка требует точной системы планирования, учета и контроля за проведением технического обслуживания и ремонтов. Основными документами при этом являются: годовой план технического обслуживания и ремонтов, в котором отражены затраты на техническое обслуживание и ремонт, трудоемкость работ и т.д.; график проведения технического обслуживания и ремонтов; журнал использования техники, технические паспорта и книги учета затрат.

Из двух видов учета (мото-часы и килограммы израсходованного топлива) наибольшее распространение получил способ учета межремонтных сроков по израсходованному топливу. Он заключается в том, что после проведения очередного технического обслуживания мастером-наладчиком выдается механизатору заправочный талон (жетон) на определенный лимит топлива.

После выдачи топлива талон (жетон) забирается у тракториста и передается заправщиком бригадиру, механику или мастеру-наладчику, которые совместно с главным инженером хозяйства определяют очередной вид технического обслуживания и время его проведения.

Без талона (жетона) заправщик не выдает на трактор горючие и смазочные материалы.

На каждое выполненное техническое обслуживание составляется акт, который передается в бухгалтерию. Он служит основанием для начисления заработной платы мастеру-наладчику, механизатору. Запасные части, горючие и смазочные материалы также списываются в соответствии с записями в акте.

Операции технического обслуживания трактора для конкретной марки проводят по правилам, которые утверждены для этого трактора.

Ежесменное техническое обcлуживание проводят в поле на поворотной полосе или на бригадном стане. Оно заключается в наружной очистке от пыли и грязи, осмотре узлов, проверке креплений, устранении течи, проверке уровня воды, топлива, масла и электролита в батарее, проверке работы контрольных приборов, сигнализации, агрегатов трактора и состояния шин. При работе в пыльных условиях особое внимание уделяют обслуживанию воздухоочистителя и радиатора.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) включает операции ежесменного технического обслуживания и дополнительные операции: мойку и смазку узлов, промывку кассет – воздухоочистителя и замену масла, проверку батарей аккумуляторов, проверку давления воздуха в шинах и регулировку механизмов.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все операции первого технического обслуживания и дополнительные операции: смену масла в картере двигателя, топливного насоса и регулятора числа оборотов, регулировку узлов, механизмов управления трактора, проверку, очистку и промывку деталей системы питания, смазки, гидравлики.

Третье техническое обслуживание (ТО-3) включает все операции второго технического обслуживания и дополнительные операции: удаление шлама и накипи из системы охлаждения, промывку и смену смазки во всех картерах узлов, проверку и регулировку топливной аппаратуры, агрегатов системы смазки, гидравлики, электрооборудования. При этом техническом обслуживании проводят общее безразборное диагностирование технического состояния машины и решают вопрос о дальнейшей ее эксплуатации или постановке в ремонт. Третье техническое обслуживание проводят на пункте технического обслуживания.

Сезонное техническое обслуживание проводят при переходе к осеннее-зимнему и весеннее-летнему периодам эксплуатации. При этом промывают систему охлаждения, топливные баки, фильтры, топливопроводы, заменяют зимние или летние сорта масел, переводят электрооборудование на зимний или летний режим работы.

Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин подразделяется на ежесменное, периодическое (комбайнов), послесезонное.

При ежесменном техническом обслуживании очищают рабочие органы и при необходимости регулируют их, проверяют и подтягивают крепления, проверяют смазку, устраняют неисправности.

При послесезонном техническом обслуживании очищают машину, проводят безразборное диагностирование узлов и агрегатов для определения потребности в ремонте или пригодности к дальнейшей эксплуатации.

Периодический технический осмотр машин производится специальными комиссиями один-два раза в год для контроля за правильной эксплуатацией машинно-тракторного парка и проверки его технического состояния. К осмотру хозяйство готовит все имеющиеся машины. Результаты осмотpa оформляются актом, по которому принимаются соответствующие меры.

Ремонт техники требуется для поддержания или восстановления исправности и работоспособности машины.

Ремонты подразделяются на текущий и капитальный. Текущему ремонту подвергаются все машины (тракторы, комбайны и сельскохозяйственные машины), капитальному – тракторы и комбайны.

При текущем ремонте предусматривается частичная разборка машины. Как правило, один из ее узлов капитально ремонтируют, а остальные подвергают тщательному контролю.

При капитальном ремонте полностью восстанавливают работоспособность машины. Капитальный ремонт проводят в специализированных ремонтных мастерских или на заводах.

Методы, операции, процессы ремонта и технического обслуживания

Методом технического обслуживания (ремонта) называется совокупность технологических и организационных правил выполнения операций технического обслуживания (ремонта).

Систематизация методов технического обслуживания и ремонта представлена в таблице 1.5. Классификационные признаки и термины методов технического обслуживания и ремонта совпадают с соответствующими классификационными признаками и терминами видов технического обслуживания и ремонта (см. таблицу 1.3).

Операция технического обслуживания является законченной частью технического обслуживания изделия, представляющей совокупность приемов, выполняемых на одном рабочем месте одним или группой исполнителей установленными для выполняемой операции средствами технического обслуживания.

Читайте также:  Решётки для водостоков: на чём остановить выбор?

Операция ремонта является законченной частью ремонта изделия, представляющей совокупность приемов, выполняемых на одном рабочем месте установленными для выполняемой операции средствами ремонта.

Техническое обслуживание может включать удаление загрязнений, технический осмотр (контроль, осуществляемый в основном при помощи органов чувств), контроль и регулировку

Систематизация методов технического обслуживания и ремонта

Методы технического обслуживания

Поточный; централизованный; децентрализованный; эксплуатационным персоналом; специализированным персоналом; эксплуатирующей организацией; специализированной организацией; фирменный

Сохранение принадлежности ремонтируемых частей

Агрегатный; поточный; эксплуатирующей организацией; специализированной организацией; фирменный

Примечание. Персонал, выполняющий техническое обслуживание, может быть специализирован по типам изделий, видам операций и видам технического обслуживания

параметров, замену составных частей, смазок, контроль работоспособности, расконсервацию, консервацию, сбор и обработку сведений по эксплуатации изделия и другие работы в зависимости от вида технического обслуживания.

Восстановление изделия, неплановый ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности, включают контроль технического состояния, поиск места и устранение отказа (рисунок 1.3).

Контроль технического состояния позволяет обнаружить отказ и локализовать место отказа. Уточнение отказавшей составной части осуществляется при поиске места отказа.

Для устранения отказа обычно требуются разборка, замена или восстановление отказавших составных частей, сборка изделия.

Разборка изделия при восстановлении и неплановом ремонте осуществляется в минимально необходимом объеме для устранения отказа.

Рисунок 1.3 — Схема типового технологического процесса восстановления и непланового ремонта

Технологией восстановления может предусматриваться совмещение поиска места и устранение отказа пробными заменами подозреваемых в отказе составных частей запасными частями. Для восстановления пробными заменами не требуются средства поиска места отказа, но необходим комплект заведомо работоспособных составных частей. Определение места отказа и восстановление пробными заменами не гарантируется.

Ремонт изделий может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей и сборочных единиц.

Капитальный ремонт обычно включает следующие виды работ:

  • – проверку комплектности изделия;
  • – разборку изделия;
  • – дефектовку сборочных единиц и деталей;
  • – замену или восстановление составных частей;
  • – восстановление покрытий;
  • – сборку, регулировку, настройку, наладку сборочных единиц и изделия;
  • – контроль качества и испытания сборочных единиц и изделия;

Упрощенная схема типового технологического процесса планового капитального ремонта показана на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4 — Схема типового технологического процесса капитального ремонта изделия

Подготовка к дефектовке включает, например, чистку и мойку изделия. Дефектовка проводится для определения вида технического состояния, состава и объема операций, обеспечивающих восстановление после ремонта значений технико-эксплуатационных характеристик изделия. Определение вида технического состояния при дефектовке осуществляется, например, техническим осмотром, методами неразрушающего контроля, диагностирования. Технология и организация дефектовки должны исключать возможность постановки на ремонтируемое изделие неисправных, выработавших свой ресурс деталей и сборочных единиц.

Современными методами и средствами неразрушающего контроля и диагностирования не обеспечивается, как правило, определение неисправных и выработавших свой ресурс деталей и сборочных единиц без разборки изделия.

Разборка изделия осуществляется в объеме, обеспечивающем обнаружение повреждений и отказов, восстановление и замену узлов и деталей. Восстановление формы и размеров деталей осуществляется способами наплавки, нанесения покрытий, пластического деформирования, применения дополнительных деталей ремонтных размеров, сочетаемыми с обработкой резанием. Восстановление печатных узлов выполняется заменой отказавших изделий электронной техники. Поиск места отказа, определение ресурса восстанавливаемого узла осуществляются методами технического диагностирования.

Целесообразность восстановления составных частей изделия определяется с учетом технических возможностей ремонтных органов и результатов экономического анализа. Учитываются наличие, возможность или целесообразность приобретения средств технологического оснащения, наличие освоенных и возможность внедрения новых технологических процессов, наличие специалистов требуемой квалификации.

Обоснование экономической целесообразности восстановления основывается на количественной оценке стоимости восстановления коэффициентом экономичности ремонта Кэ, определяемым по формуле

где Срем — стоимость восстановления (ремонта) составной части;

С — стоимость изготовления составной части;

KR — коэффициент, равный отношению технического ресурса восстановленной составной части к техническому ресурсу закупленной составной части.

Восстановление составной части считается экономически целесообразным при Кэ

Виды технического обслуживания. Классификация видов техобслуживания. Периодичность технического обслуживания оборудования

Техническое обслуживание (ТО) является обязательной мерой профилактического контроля сооружений, оборудования и механических средств. В зависимости от целевого объекта применения могут устанавливаться разные сроки проведения подобных мероприятий. Как правило, техобслуживание производится в промежутках между капитальными и плановыми ремонтными работами. В зависимости от эксплуатационных качеств и характеристик объекта подобные меры тоже могут включать ремонтные операции. Соответственно, выделяются разные виды технического обслуживания, на разделение которых влияют не только оборудование с его параметрами, но и условия эксплуатации. Но для начала стоит рассмотреть основные задачи техобслуживания и его роль в процессе использования объекта.

Назначение мер по техническому обслуживанию

Независимо от сферы применения, техобслуживание ставит целью продление или поддержание эксплуатационного срока целевого объекта. Под объектом может пониматься как часть конструкции, сооружения или механизма, так и в целом предмет эксплуатации вместе с сопряженными коммуникациями.

Само по себе обслуживание тоже может рассматриваться по-разному. Как правило, оно включает мероприятия, направленные на выявление неисправностей, изношенных элементов, повреждений и деформаций, которые на данный момент могут не влиять на работоспособность системы, но в скором будущем станут причиной ее выхода из строя. Поэтому на базовом уровне практически все виды технического обслуживания от промышленного назначения до контроля автомобиля в условиях гаража предполагают выполнение внешнего осмотра. На этом этапе обнаруживаются явные повреждения в конструкциях и механизмах.

Следующий этап, который не относится напрямую к ремонтным операциям как таковым, предполагает обновление расходных частей. К примеру, в обслуживании зданий ответственная бригада рабочих может в плановом порядке производить замену изоляции электропроводки или обновлять отдельные узлы в трубопроводах. Подобные операции выполняются в рамках регламентных работ, основанием для которых может стать инструкция по эксплуатации конкретного объекта или предписание главного инженера.

Классификация видов техобслуживания

Признаков для классификации техобслуживания достаточно много, однако принципиальные разделения проходят по организации выполнения работ, методам, этапам эксплуатации и т. д. Что касается подхода к организации техобслуживания, то ключевым фактором различия выступит исполнитель. Это может быть специализированная служба диагностики оборудования, комиссия, местный обслуживающий и в то же время эксплуатирующий персонал. Например, производственное предприятие может периодически нанимать стороннюю фирму для проведения обслуживания оборудования или доверять эти работы в соответствии со своими же регламентами штатным сотрудникам.

Методы выполнения техобслуживания обуславливают классификацию непосредственно по характеру выполняемых операций. Это может быть тот самый внешний осмотр, глубокая или комплексная диагностика, замена расходных элементов или частичный ремонт. Капитальные ремонтные работы редко проводятся в рамках техобслуживания. Обычно для таких мероприятий подготавливается специальный проект. Например, эксплуатация промышленного оборудования требует регулярного осмотра функциональных частей. При очередной ревизии обслуживающий персонал выявляет неисправности и составляет по ним соответствующий отчет.

Далее главный инженер разрабатывает проект по устранению неполадок и в будущем уже в рамках планового ремонта другая команда наладчиков реализует назначенные операции. Здесь стоит отметить и существенность разных этапов эксплуатации с точки зрения необходимости проведения обслуживания. Как правило, потребность в ревизии возникает при вводе объекта в рабочий процесс, после его ремонта и перед консервацией.

Периодичность технического обслуживания

Существуют разные подходы к назначению сроков проведения техобслуживания. Для начала стоит отметить значение повода, на основе которого рассчитывается периодичность данного рода профилактики в контексте эксплуатации того или иного объекта. Наиболее распространенным основанием для техобслуживания является уже упомянутая инструкция от производителя. В ней прописываются не только сроки выполнения данных мероприятий, но и рабочие операции. К примеру, бытовая техника в зависимости от вида должна подвергаться осмотру раз в месяц, полгода или год.

Станки на предприятиях могут проверяться на предмет состояния функциональных частей после каждого сеанса работы, а комплексному обслуживанию подвергаются раз в месяц или год. При обслуживании автомобилей интервалы между проверками обычно рассчитываются по пробегу – то есть количеству тысяч километров, которые проехала машина. И опять же, это касается периодичности технического обслуживания, которая устанавливается инструкцией или ответственным лицом на предприятии и закрепляется в виде регламента. Но также поводом для техобслуживания может стать преждевременный износ или повреждение.

Далеко не всегда техника, строительные объекты или инженерные коммуникации отрабатывают свой ресурс в соответствии с заявленными сроками. Поэтому в процессе эксплуатации может быть случайно выявлено неудовлетворительное состояние того или иного механизма или конструкции. В таких случаях назначаются неплановые виды технического обслуживания, которые помогают определить характер неисправности или износа. Резюмируя вышесказанное, можно выделить еще два вида техобслуживания – плановое и текущее.

Плановое техобслуживание

Отличительной чертой плановых или регламентных работ является их выполнение по ранее составленному графику. Также на предприятиях может составляться специальная технологическая карта, в которой прописываются конкретные операции, связанные с поверхностными ремонтными мероприятиями, заменой расходников по истечении срока службы и т. д. Как правило, регламентное техническое обслуживание оборудования предусматривает выполнение диагностических процедур, регулировочные действия, настройку функциональных режимов, обновление смазочных жидкостей, чистку узлов и агрегатов. К выполнению работ допускается только обученный персонал, знакомый с целевым объектом обслуживания.

После завершения регламентного обслуживания составляется соответствующая отчетность и делается запись в техническом журнале. В дальнейшем эта информация позволит быстрее обнаружить причины возможного выхода из строя оборудования. При этом важно подчеркнуть, что плановое техническое обслуживание не всегда производится на основе исходных инструкций производителя. В процессе эксплуатации тот же главный инженер может корректировать подходы и методы к диагностике или ремонту, делая поправки на текущее состояние объекта и условия эксплуатации.

Текущее техобслуживание

Мероприятия такого рода обычно выполняются независимо от регламентного графика. Но это не значит, что исполнители игнорируют технические рекомендации по обслуживанию и само назначение работ не идет по плану. Во-первых, текущее техническое обслуживание может выполняться по установленной схеме эксплуатации с выполнением чистки и диагностики после каждого сеанса применения оборудования. Во-вторых, обслуживающий персонал не отклоняется от общих принципов ремонта и замены деталей, которые прописываются в инструкциях или регламенте.

В отличие от планового ТО, текущие мероприятия выполняются чаще, но реже предполагают глубинную проверку узлов и агрегатов объекта. Исключением является только событийное обслуживание, связанное, например, с выходом из строя оборудования. Также стоит упомянуть сезонное техническое обслуживание, которое тоже может выполняться параллельно регламентным работам. Данная разновидность ТО назначается как промежуточная мера подготовки объекта к новым условиям эксплуатации. Например, при переводе техники на летнее или зимнее время эксплуатации.

Ежедневное техобслуживание

В данном случае предусматривается каждодневное обслуживание объекта, связанное с меняющимися условиями его использования. В частности, ТО при эксплуатации обрабатывающих станков может предусматривать выполнение чистки функциональных деталей после каждой рабочей смены. Также могут проверяться узлы и системы, которые функционировали под высокой нагрузкой. Такой контроль позволяет снизить риск поломки оборудования в процессе дальнейшего использования.

Читайте также:  Как купить мембранные насосы для перекачки топлива

Назначается данный вид обслуживания и для транспортной техники. Уже на первых этапах эксплуатации инструкция может требовать выполнения каждодневной проверки крепежных узлов, смазочно-очистительных систем и регулирующих механизмов. Наиболее жесткие требования руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту предусматривает на период так называемой обкатки двигателей. Заводские механизмы, которые в первые же дни подвергаются интенсивной эксплуатации, требуют к себе повышенного внимания именно из-за резкой смены физического состояния.

Особенности техобслуживания промышленных агрегатов

В промышленной сфере роль профилактических мероприятий особенно важна, поскольку условия эксплуатации оборудования способствуют быстрому износу расходников и основных рабочих элементов. Например, тех. обслуживание газового оборудования предусматривает выполнение мер, которые позволят фиксировать возможные поломки, обуславливающие риски возгорания и даже взрыва. Обслуживающий персонал проверяет форсунки, каналы подачи газа, состояние регулирующей инфраструктуры и герметичность подключаемых трубопроводов.

Высокая частота выполнения профилактического осмотра в данной сфере связана и с характером выполняемых задач. Те же станки, производящие обработку металлов и древесины, требуют едва ли не ежечасного ухода. К примеру, эксплуатация промышленного оборудования на металлообрабатывающих предприятиях предусматривает устранение отходов непосредственно в перерывах между рабочими сеансами. Это же касается калибровки механизмов и замены функциональной оснастки.

Особенности техобслуживания зданий

Контроль сооружений капитального строительства не менее важен, поскольку от него зависит безопасность людей. Применительно к зданиям используются специальные регламенты, в которых прописываются операции по ревизии конструкций, облицовочных покрытий, фасадных систем, инженерных коммуникаций, электротехники и т. д. Также могут применяться разные виды технического обслуживания в зависимости от периодичности выполнения, плановые или текущие.

Однако в строительной сфере чаще всего профилактический осмотр совмещается именно с текущими ремонтными операциями. По сути, такой ремонт и является техобслуживанием, позволяющим не только выявлять чрезмерно изношенные конструкции, но и производить их починку. Другое дело, что серьезное восстановление перекрытий, изменение планировки, переустройство инженерных сетей может выполняться только в рамках капитального ремонта и в соответствии с установленным регламентом.

Особенности техобслуживания автомобилей

Обслуживание транспортной техники может выполняться и на специализированных станциях, и в условиях собственного гаража. Причем эти виды мероприятий лишь в отдельных нюансах могут заменять друг друга. Что касается операций, которые выполняет сам автовладелец, то к ним можно отнести чистку кузовных поверхностей, полировку стекол, регулировку отдельных механизмов в салоне, проверку масла и т. д.

Но также руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предусматривает диагностику бортовой электросети, проверку состояния рулевого управления, тормозной системы, приборов освещения и др. Подобные мероприятия профессионально могут осуществить только специалисты автосервисов. В плане периодичности выполнения обслуживания транспортной техники можно отметить, что ее также устанавливают плановые регламенты, но они не отменяют и текущие профилактические операции.

Кроме того, независимо от графика регламентного ТО каждый автомобилист должен производить и сезонную подготовку машины к новым условиям эксплуатации. Наиболее распространенными мерами в рамках такого обслуживания можно назвать замену шин и настройку климатического оборудования.

Заключение

В любой сфере применения техобслуживание является ответственной мерой в обеспечении стабильного и полноценного функционирования объекта. Очень многое в качестве выполнения подобных мероприятий зависит от самой организации их проведения. На крупных предприятиях за подобные работы отвечают специальные отделы и подразделения, которыми руководят главные инженеры и механики. Они же могут составлять планы, графики и регламенты, в соответствии с которыми производятся профилактические операции.

В то же время существуют правила технического обслуживания, которые не может пересматривать даже высококвалифицированный специалист – к ним относятся положения, регулирующие нормы обращения с мощными энергетическими установками, отопительными агрегатами, крупными инженерными станциями. В частности, в таких правилах устанавливаются правила обеспечения индивидуальной безопасности для персонала, который должен производить обслуживание.

Разумеется, нормы эксплуатации бытовой техники не столь требовательны в плане регуляции методов проведения техобслуживания. Это может быть поверхностная проверка корпусов, чистка, замена расходников или обновление того же уровня масла – то есть процедуры, которые может выполнить и рядовой пользователь, имеющий на руках инструкцию от производителя.

Система технического обслуживания и ремонта оборудования. Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.

Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР) – это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.

Система ТОиР включает планирование, подготовку, реали­зацию технического обслуживания и ремонта с заданными по­следовательностью и периодичностью. Для этих целей в Систе­ме ТОиР приведены нормативы продолжительности межремонт­ных периодов, ремонтных циклов, простоев и трудоемкости в ремонте (техническом обслуживании) оборудования и техноло­гических агрегатов, примерное содержание ремонтных работ отдельных видов оборудования, даны указания по организации его ремонта и технического обслуживания.

Система ТОиР призвана обеспечить:

1) поддержание оборудо­вания в работоспособном состоянии и предотвращение неожи­данного выхода его из строя;

2) правильную организацию техниче­ского обслуживания и ремонта оборудования;

3) увеличение коэф­фициента технического использования оборудования за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта, и уменьшения простоя в ремонте;

4) возможность выполнения ре­монтных работ по графику, согласованному с планом производства;

5) своевременную подготовку необходимых запасных ча­стей и материалов.

В основу Системы ТОиР положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.

В зависимости от значимости оборудования в технологиче­ском процессе планово-предупредительный ремонт может про­водиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый метод).

Сущность планово-периодического ремонта заключается в том, что все виды ремонта планируются и выполняются в строго установленные ремонтными нормативами сроки.

Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонта устанавливаются в зави­симости от технического состояния оборудования, определяемо­го во время проведения периодического ТО.

Система ТОиР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов:

1) техническое обслуживание;

2) текущий ремонт;

3) капитальный ремонт.

Техническое обслуживание – это комплекс работ для поддер­жания работоспособности оборудования между ремонтами.

Техническое обслуживание осуществляется эксплуатацион­ным (аппаратчиками, машинистами, операторами и т.п.) и об­служивающим дежурным персоналом (помощниками мастеров, дежур­ными слесарями, электриками, мастерами КИПиА и др.) под руководством начальников смен (участков, отделения, сменных мастеров) в соответствии с действующими на предприятиях ин­струкциями по рабочим местам и регламентам.

В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривает ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.

Ежесменное техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обес­печить надежную работу оборудования между ремонтами.

В ежесменное техническое обслуживание входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный ос­мотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масля­ных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за со­стоянием крепежных деталей, соединений и их подтяжка, про­верка исправности заземления, устранение мелких дефектов, частичная регулировка, выявление общего состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, проверка состояния ограждающих устройств с целью обеспечения безопасных ус­ловий труда и др.

Ежесменное техническое обслуживание проводится, без остановки технологического процесса.

Выявленные дефекты и неисправности должны устраняться в возможно короткие сроки силами технологического и дежур­ного ремонтного персонала данной смены, и фиксироваться в сменном журнале.

Сменный журнал по учету выявленных дефектов и работ ежесменного технического обслуживания является первичным документом, отражающим техническое состояние и работоспо­собность действующего оборудования, и служит для контроля работы дежурного ремонтного персонала.

Сменный журнал ведется начальниками смен или бригадирами дежурного ремонтного персонала.

Периодическое техническое обслуживание – это техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуата­ционной документации значения наработки или интервалы вре­мени. Планирование периодического ТО осуществляется в годо­вом графике.

Для оборудования химических производств с непрерывным технологическим процессом периодическое ТО может прово­диться во время планово-периодической остановки (ППО) обо­рудования в соответствии с требованиями технологических рег­ламентов с целью проведения технологической чистки от осад­ков емкостей, аппаратов, агрегатов, машин, магистральных тру­бопроводов и другого оборудования, которое не имеет резерва и без которого технологическая система работать не может. Для остального оборудования в период нахождения оборудо­вания в резерве или в нерабочий период.

Основным назначением периодического ТО является устра­нение дефектов, которые не могут быть обнаружены или устра­нены в период работы оборудования. Главным методом ТО является осмотр, во время которого определяется техническое со­стояние наиболее ответственных узлов и деталей оборудования, а также уточняется объем предстоящего ремонта.

В зависимости от характера и объема предстоящих работ для проведения периодического ТО может привлекаться ремонт­ный персонал технологического цеха или централизованного ре­монтного подразделения.

Подготовка оборудования для проведения периодического ТО проводится сменным персоналом под руководством началь­ников смен, несущих персональную ответственность.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению ремонт­ным персоналом во время периодического ТО, должен состав­ляться в виде приложения к ремонтному журналу.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправно­сти или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.

В соответствии с особенностями повреждений и износа со­ставных частей оборудования, а также трудоемкостью ремонт­ных работ, системой ТОиР предусматривается проведение теку­щего (ТР) и капитального (КР) ремонтов.

Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспече­ния или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и дета­лей оборудования.

Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте: проведение операций периодического техни­ческого обслуживания; замена быстроизнашивающихся деталей и узлов; ремонт футеровок и противокоррозионных покры­тий, окраска; замена набивок сальников и прокладок, ревизия арматуры; проверка на точность; ревизия электрооборудования.

Типовой перечень работ, подлежащих выполнению при те­кущем ремонте конкретного оборудования, составляется руко­водителем ремонтного подразделения (заместителем начальни­ка цеха по оборудованию, механиком цеха или начальником участка, мастером ЦЦР, РМЦ), утверждается руководителями инженерных служб предприятия и является обязательным при­ложением к ремонтному журналу.

Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для вос­становления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восста­новлением любых его частей, включая базовые.

При капитальном ремонте производится частичная, а в слу­чае необходимости – и полная разборка оборудования.

В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испы­тания и т. п.

Подробный перечень работ, которые необходимо выполнить во время капитального ремонта конкретного вида оборудова­ния, устанавливается в ведомости дефектов.

Нормативы для планирования ремонта по Системе ТОиР включают длитель­ность межремонтного периода, а также нормы времени на выпол­нение ремонтных работ, простоя оборудования в ремонте, нормы трудозатрат на ремонт.

В Системе ТОиР приводятся опти­мальные значения нормативов, однако разрешаются следующие отклонения от норматива межремонтного ресурса:

±15% между текущими ремонтами;

Читайте также:  Перегородки из стекла для любых интерьеров: их особенности и преимущества

±10% между капитальными ремонтами.

Межремонтным ресурсом (циклом) называется период работы (наработка) оборудования (в ч), в течение которого обеспечивается его заданная эффективность.

Существует два вида межремонтных ресурсов:

1) ресурс до первого капитального ремонта;

2) очеред­ной межремонтный ресурс.

Ресурс до первого капитального ре­монта – это наработка оборудования от начала эксплуатации до первого капитального ремонта. Он устанавливается заводом-изготовителем и указывается в технических условиях.

Очередной межремонтный ресурс включает длительность работы оборудова­ния между двумя последовательными ремонтами.

Нормативами определяется структура ремонтного цикла.

Объем текущего ре­монта составляет 10 – 20 % объема капитального ремонта. Кроме того, применяется текущий ремонт увеличенного объема (30 – 40 % объема капитального ремонта).

Время простоя оборудования в ремонте складывается из пери­одов проведения подготовительных, ремонтных и заключительных (послеремонтных) работ.

В подготовительные работы входит остановка оборудования, удаление продукта, продувка, про­мывка, пропарка и т. п. Продолжительность ремонтных работ включает время для проведения одного ремонта и для испытания на прочность, плотность и обкатку на холостом ходу. Заключи­тельные работы – рабочая обкатка оборудования и вывод его на эксплуатационный режим.

Трудоемкость ремонта представляет собой затраты труда на проведение одного ремонта и рассчитывается с учетом сложности и конструктивной особенности оборудования.

Система ТОиР не свободна от недостатков. Непрерывное по­вышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в Систему ТОиР.

Основные направления совершенствования системы ТОиР.

1. Научное обоснование нормативов межремонтных про­бегов. В настоящее время Система ТОиР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъектив­ных факторов. Разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов позволит создать научный фундамент Системы ТОиР.

2. Совершенствование структуры межремонтных циклов. Применение износостойких материалов и защитных покрытий, улучшение обслуживания и эксплуатации оборудования и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, дают возможность увеличить межремонтный пробег оборудова­ния. Таким образом, технический прогресс требует совершенство­вания структуры межремонтных циклов с целью обеспечения ми­нимальных затрат на ремонт. Совершенствование структуры меж­ремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения пла­новых (текущих) ремонтов и увеличения длительности меж­ремонтных периодов.

3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и сни­жение трудозатрат на ремонт. Узловой метод ремонта позволяет уменьшить продолжительность ремонта. Освоение смежных про­фессий ремонтными рабочими тоже ведет к уменьшению простоя в ремонте.

4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ре­монты.

5. Замена средних показателей межремонтных пробегов диф­ференцированными показателями с учетом работы оборудова­ния:

а) оборудование, работающее в нормальных условиях (ней­тральные среды, невысокие температуры);

б) оборудование, ра­ботающее в тяжелых условиях (коррозионные среды, повышенные температуры, значительные запыленность и влажность).

6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необ­ходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудо­вания.

Особенности организации ТО и ремонтов в современных условиях

Современные условия социально-экономического и политического развития характеризуются структурными изменениями в экономике, производстве и эксплуатации машин, механизмов и оборудования. В структурных изменениях особенно следует выделить развитие рыночной экономики, новых структур по обеспечению материально–технического производства и услуг и реализации готовой продукции, снижение объема традиционно выпускаемой продукции и увеличение её номенклатуры, обновление основных средств и обеспечение работоспособности наиболее активной их части – машин, механизмов и оборудования предприятий различной формы собственности. В настоящее время нарушены традиционные связи по изготовлению и поставкам техники.

Особенно важно при решении вопросов технической эксплуатации машин отойти от ныне практикуемого направления организации ТО и Р на основе использования статических методов. Внедрение диагностики и компьютерных технологий при оценке и прогнозировании работоспособности машин позволит обеспечить качество ТО и Р и оптимизировать наработку до капитального ремонта и его последующего списания.

Для повышения качества восстановления работоспособности машины в целом целесообразно идти двумя путями в зависимости от расположения предприятия их изготовления.

Для машин, выпускаемых в пределах ближнего зарубежья, необходимы контроль работоспособности и организация капитального ремонта их изготовителями, что повысит качество ремонта и ТО.

Импортная техника дальнего зарубежья должна обслуживаться и ремонтироваться подготовленными бригадами агрегатного метода на базах эксплуатирующих организаций или на специализированных предприятиях, имеющих необходимую материальную базу и кадровый потенциал.

Для обслуживания и ремонта, современных конструктивно сложных машин необходимо эксплуатационные базы и передвижные мастерские укомплектовывать необходимым технологическим оборудованием.

В сложившихся условиях перспективно производить капитальные ремонты техники, выпускаемой за рубежом на региональной основе, со специализацией ремонтных предприятий по выпуску и ремонту агрегатным методом. В этих условиях на базах механизации будут выполняться, в основном, только монтажно-демонтажные работы по замене отдельных сборочных единиц.

Для внедрения агрегатного метода нужна четкая система организации кооперированных поставок сборочных единиц строительным организациям и ремонтным предприятиям, создание сети обменных пунктов.

Организация ТО и Р в высокоразвитых странах, как правило, осуществляется специализированными фирмами – дилерами. В производственном отношении они тесно связаны с фирмами, выпускающими технику, но имеют и собственные производственные мощности, со стационарными постами по ремонту и обслуживанию, а также передвижными станциями по проведению ремонтно-профилактических работ.

Специалисты фирм-дилеров проходят в фирмах изготовителях учебу на семинарах, которые проводятся 3 раза в год. Оперативная связь между специалистами этих предприятий обеспечивается прямыми телефонными консультациями при сложных поломках техники.

Дилеры имеют определенный комплект запасных частей, которые продаются в среднем в 2 раза дороже по сравнению со стоимостью заложенной в новую технику. После снятия машины с производства дилер снабжается запасными частями ещё семь лет.

Зарубежные фирмы обеспечивают высокий уровень работоспособности выпускаемых машин. Это связано с чрезвычайно высокими финансовыми и престижными потерями фирмы, что может привести к потере рынка сбыта новой техники. В США 83 % фирм обеспечивают запасными частями потребителей в течение суток, остальные – в течение 48 часов. Многие фирмы имеют локальные склады запасных частей в различных районах потребления техники. Эти склады обеспечивают на 67 % запасными частями, изготавливаемыми на фирмах – изготовителях техники. Запасные части изготавливаются, как правило, на тех же линиях, где производится комплектное оборудование.

Многие фирмы работу по расширению рынков сбыта своей техник проводят через подготовку кадров по её технической эксплуатации, строительство баз по обслуживанию и ремонту, создание разветвленной сети по хранению и доставке запасных частей и сборочных единиц, а также поддержание необходимого уровня научно-конструкторских разработок.

В России широко распространена следующая управленческо – технологическая структурная схема: предэксплуатационное обслуживание (торговый центр) – эксплуатация (строительная фирма) – техническое обслуживание (дилер) – диагностирование (дилер) – текущий ремонт (дилер) – капитальный ремонт (ремонтная фирма, дилер).

Приемка и ввод машин в эксплуатацию

Машина, поставляемая потребителю заводом-изготовителем, должна быть комплектной и соответствовать всем требованиям технической документации. Все обнаруженные во время внешнего осмотра и приемочных испытаний неисправности должны быть устранены, так как в эксплуатацию можно вводить исправную машину.

Самоходные машины и транспортные средства, передвигающиеся по дорогам со скоростью более 30 км/ч, регистрируются в Государственной автоинспекции (ГАИ), им присваивают государственные номерные знаки, и на них оформляют технические паспорта.

Грузоподъемные машины, паровые котлы, компрессоры и сосуды, работающие под давлением, регистрируют органы Госгортехнадзора. Результаты осмотров оформляют в виде актов с регистрацией результатов испытаний в специальных журналах и формулярах машин [3, стр.72-74].

К управлению и техническому обслуживанию машин допускаются лица, имеющие специальную подготовку и достаточно хорошо знающие их устройство, правила управления и техники безопасности, а также основные приемы производства работ и технологических операций.

Машину закрепляют за машинистом распоряжением или приказом по эксплуатационному предприятию, и ему выдается справка по установленной форме. До пуска машины в работу машинист должен осмотреть её и при необходимости привести в исправное состояние. Если машинист не может устранить неисправность сам, он должен сообщить о ней механику. Выход самоходных машин на работу разрешается сменным механиком, а в парках обслуживания – механиком после контрольного осмотра.

Обкатка машин

В первый период эксплуатации машина подвергается обкатке. Обкатке подвергаются новые или капитально отремонтированные машины. Обкатка совершается для обеспечения благоприятных условий приработки трущихся поверхностей сопряженных деталей. Режим и порядок обкатки устанавливается заводом-изготовителем и регламентируется инструкцией по эксплуатации, имеющейся в составе технической документации, поступающей с машиной.

Период и режим обкатки зависит от качества изготовления машин и сложности конструкции. Продолжительность обкатки устанавливается для каждого типа машин опытным путем и колеблется от 10 до 100 часов (для транспортных машин до 1000 км пробега).

Продолжительность обкатки на различных режимах следующая: на холостом ходу и с нагрузкой 10–20% – от 15 до 30% общей продолжительности; с нагрузкой 25 – 50% – от 50 до 70% от общего времени обкатки. В остальное время нагрузку увеличивают постепенно до номинальной. Первый период обкатки обычно производит завод-изготовитель, а остальные при эксплуатации машины.

В период обкатки производится более интенсивная смазка машины в сроки, сокращаемые примерно в два раза по сравнению с сроками установленными заводом изготовителем. После окончания обкатки смазка заменяется с обязательной промывкой системы с целью удаления абразивных частиц и продуктов износа. Обычно до и после обкатки проводят контрольно-регулировочные и крепежные работы.

Признаком удовлетворительной обкатки служит устойчивая работа всех механизмов машины при допустимых шумах и нагреве, и паспортной мощности и технической производительности.

Освидетельствование машин

Освидетельствование грузоподъемных машин и сосудов, работающих под давлением, осуществляют органы Госгортехнадзора. Регистрации подлежат все краны грузоподъемностью свыше одной тонны, также монорельсовые электрические тележки с кабиной. Предприятия, эксплуатирующие такие машины, выделяют ответственного за исправное состояние машин, их обслуживание и ремонт, проведение ТО и хранение документации.

При техническом освидетельствовании грузоподъемных машин (кранов) помимо осмотра всех механизмов производятся испытания под нагрузкой: статические и динамические.

Статические испытания производятся под нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 25%. Поднятый груз на высоту 200 мм выдерживают 10 минут, после чего проверяют механизмы и металлоконструкцию, нет ли остаточных деформаций.

Динамические испытания производятся под нагрузкой, превышающей грузоподъемность на 10% (на соответствующих вылетах). При этом проверяется раздельная и совмещенная работа механизмов, обеспечивающих:

1) подъем груза с остановками и удержанием груза на любой высоте;

2) опускание груза при работе двигателя “на спуск” и на тормозе при выключенном двигателе;

3) подъем и опускание стрелы с грузом с остановками и изменением направления движения;

4) вращение поворотной части крана на 2 оборота в каждую сторону;

5) передвижение крана с остановками и изменением направления движения.

После динамических испытаний также производят осмотр механизмов и металлоконструкции.

Результаты технического освидетельствования заносят в паспорт машины с указанием срока следующего освидетельствования.

Лекция 11

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию