Прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей ответственность возлагается за нарушение обязательств, вытекающих из договора о подаче транспортных средств (см. ст. 791 ГК). Пункт 1 комментируемой статьи носит отсылочный характер: ответственность применяется в объеме, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Поскольку в специальном законодательстве данная ответственность предусмотрена в виде штрафов (законной неустойки), соглашением сторон данную неустойку можно только увеличить (п. 2 ст. 332 ГК). Не все транспортные законы содержат конкретные виды штрафов за неисполнение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей. На морском и воздушном транспорте ответственность сторон регулируется договором.

2. Ответственность перевозчика наступает в соответствии с комментируемой статьей только за одно правонарушение по уже заключенному договору о подаче транспортных средств (т.е. после того, как перевозчик принял оферту грузовладельца в форме заявки или заказа). Это правонарушение выражается в неподаче транспортных средств в обусловленное время и в оговоренное место. Некоторые транспортные законы различают непредоставление и несвоевременное предоставление транспортного средства. В зависимости от вида транспорта законом установлен следующий объем ответственности перевозчика:

а) на железнодорожном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 94 УЖТ). Размер штрафа определяется в зависимости от транспортного средства (0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах; от 0,5 до двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер в зависимости от массы контейнера, если груз должен был перевозиться в контейнерах, и т.п.);

б) на автомобильном транспорте перевозчик несет ответственность за несвоевременное предоставление транспортного средства в форме штрафа за каждый час просрочки в процентах от провозной платы (п. 3 ст. 34 УАТ). Размер штрафа определяется в зависимости от вида перевозки (5% — при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы — при перевозке в междугородном сообщении);

в) на внутреннем водном транспорте перевозчик несет ответственность в форме штрафа за каждую тонну груза, которая планировалась к погрузке в неподанные транспортные средства (ст. 115 КВВТ). Размеры штрафов такие же, как и на железнодорожном транспорте.

3. Ответственность грузовладельца наступает за более широкий круг правонарушений: во-первых, за неиспользование поданных транспортных средств, что включает в себя непредъявление груза перевозчику (но не только); во-вторых, за ненадлежащее исполнение других обязанностей по договору на подачу транспортных средств (так, например, в ст. 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера). И наконец, неиспользование поданных под погрузку транспортных средств влечет наложение штрафов за их простой.

В зависимости от вида транспорта различают следующий установленный законом объем ответственности грузовладельца:

а) на железнодорожном транспорте грузовладелец по ст. 94 УЖТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик. Но это только одна составляющая. В случае если грузовладелец не использовал транспортные средства, которые принадлежат перевозчику, он в дополнение к штрафу выплачивает перевозчику так называемый сбор (0,04 размера минимального размера оплаты труда за каждую непогруженную тонну груза, если груз должен был перевозиться в вагонах, и т.п.). Видимо, этот «сбор» мыслится как упущенная выгода перевозчика (неиспользование транспортных средств означает и невнесение предусмотренной платы за пользование ими). Но правовая природа «сбора» не оставляет сомнения в том, что он, так же, как и штраф, является законной неустойкой.

За перегруз вагона (контейнера) предусмотрен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза;

б) на автомобильном транспорте грузовладелец несет ответственность по ст. 35 УАТ РФ в форме штрафа в процентах от провозной платы: за непредъявление для перевозки груза — в размере 20% платы. Предусмотрен отдельный штраф за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику, и др.;

в) на внутреннем водном транспорте грузовладелец по ст. 115 КВВТ РФ за неисполнение своих обязанностей несет ответственность в таком же точно размере, как и перевозчик.

4. В п. 2 комментируемой статьи перечислены основания освобождения перевозчика и грузовладельца от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза (поскольку он является предпринимателем) несут ответственность за неисполнение обязательств по договору о подаче транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:

1) непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

2) военные действия;

3) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в установленном законом порядке (включая как экономические, так и политические причины);

4) в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).

Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Новая редакция Ст. 794 ГК РФ

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Комментарий к Ст. 794 ГК РФ

В случае предупреждения грузоотправителем перевозчика о неиспользовании вагонов, контейнеров не менее чем за два дня до дня погрузки размер штрафа снижается на одну треть (Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

Другой комментарий к Ст. 794 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья содержит общие положения об ответственности за нарушение обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке. Положения данной статьи касаются только договоров перевозки груза и не распространяются на отношения по перевозке пассажира и багажа.

За неисполнение обязанностей по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке УЖТ и КВВТ предусматривают взыскание штрафов, исчисляемых в минимальных размерах оплаты труда за каждую тонну (контейнер) груза. Данные штрафы, по сути, представляют собой исключительную неустойку, т.е. ответственность перевозчика носит ограниченный характер.

На морском и воздушном транспорте с неисправной стороны могут быть взысканы причиненные контрагенту убытки в полном объеме (ст. 128, п. 3 ст. 129 КТМ). Ответственность может наступить как при неподаче (несвоевременной подаче) транспортного средства, так и в случае подачи транспортных средств, не пригодных к перевозке указанного в заявке груза.

2. Грузоотправитель несет ответственность за неиспользование предоставленных перевозчиком в соответствии с заявкой транспортных средств, а также за некоторые другие нарушения, в частности, превышение грузоподъемности транспортного средства, искажение в заполняемых им перевозочных документах сведений о грузе, нарушение сроков погрузки. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте с грузоотправителя в таких случаях взыскивается неустойка. Причем эта неустойка не всегда носит исключительный характер. Так, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза, особых отметок и необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за предъявление запрещенного для перевозки груза или неправильное указание свойств груза штраф с грузоотправителя взыскивается независимо от возмещения вызванных этим убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ, п. 1 ст. 120 КВВТ). На железнодорожном транспорте предусмотрен определенный порядок оформления и взыскания штрафов (см. Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 “Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом” (БНА РФ. 2003. N 42. С. 129)).

На морском и воздушном транспорте грузоотправитель за нарушение обязанностей по предъявлению груза к перевозке и других обязательств, связанных с передачей груза перевозчику, возмещает перевозчику причиненные этим убытки.

Применение мер ответственности не освобождает грузоотправителя от платы за пользование транспортным средством.

3. В п. 2 ст. 794 содержится перечень обстоятельств, при которых перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи либо неиспользования поданных транспортных средств. Данный перечень не является исчерпывающим. Он может быть дополнен транспортными уставами и кодексами. Так, УЖТ предусматривает освобождение от ответственности грузоотправителя при обстоятельствах исключающих возможность выполнения операций по погрузке, выгрузке грузов, аварии у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности; если не были использованы вагоны и контейнеры, поданные грузоотправителю без его согласия сверх указанных в заявке. Если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов, контейнеров по согласованию с перевозчиком использует меньшее число вагонов, контейнеров, чем предусмотрено заявкой, штраф за неиспользование соответствующего числа вагонов, контейнеров не взыскивается (ст. 116 УЖТ).

Статья 117 УЖТ предусматривает, что перевозчик освобождается от уплаты штрафа за невыполнение принятой заявки, если неподача вагонов вызвана невнесением грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за перевозки грузов.

Кроме того, перевозчик не отвечает в случае неподачи под погрузку не принадлежащих ему вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или от организаций, с которыми последний связан договором, регламентирующим обеспечение такими вагонами, контейнерами.

Читайте также:  Меры для регулирования осадок

В случае задержки грузоотправителем вагонов, контейнеров в связи с погрузкой, выгрузкой грузов, очисткой и промывкой вагонов, контейнеров перевозчик освобождается от уплаты штрафа за неподачу такому грузоотправителю того числа вагонов, контейнеров, которое задержано и не может быть подано для погрузки грузов по указанной причине.

Перевозчик, а также грузоотправитель освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по подаче и использованию транспортных средств, если это произошло из-за спасания жизни людей или имущества на воде (ст. 118 КВВТ).

4. При применении мер ответственности за нарушение обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза к перевозке необходимо учитывать, что помимо неустоек за невыполнение обязанностей по предъявлению к перевозке грузов взимается сбор. Указанный сбор не является мерой имущественной ответственности и не может быть уменьшен по правилам, установленным для снижения штрафа, в частности, по статье 333 ГК РФ (п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Статья 794 ГК РФ. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств (действующая редакция)

1. Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

2. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 794 ГК РФ

1. ГК РФ предоставляет право устанавливать ответственность сторон по договору транспортным уставам и кодексам (ст. 794 ГК РФ). Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование транспортных средств для перевозки грузов устанавливается в виде штрафа. На железнодорожном транспорте штраф за невыполнение принятой заявки взыскивается независимо от платы за пользование вагонами, контейнерами. На автомобильном транспорте за несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере 5% провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении и 1% среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении. Сумма штрафа, причитающаяся автомобильному перевозчику и грузоотправителю, подлежит уплате в 5-дневный срок (ст. 34 УАТиНГЭТ). ВзК РФ специальных норм об ответственности перевозчика и грузоотправителя за нарушение рассматриваемого обязательства не содержит. КТМ РФ специально регулирует ответственность за непредъявление груза к перевозке только при осуществлении перевозок по чартеру.

2. Действующим законодательством предусмотрены случаи освобождения перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по договору. Перечень обстоятельств, которые могут служить основанием для такого освобождения, установлен п. 2 ст. 794 ГК РФ. К ним относятся:

– непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения) и военные действия;

– прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленных в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом и кодексом;

– иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

В числе иных случаев УЖТ РФ называет вину грузоотправителя в невыполнении перевозчиком принятой заявки (ст. 94 УЖТ РФ).

Особого внимания заслуживает такое из названных выше оснований освобождения от ответственности перевозчика, как вина грузоотправителя за неподачу вагонов, контейнеров перевозчиком. В соответствии со ст. 94 УЖТ РФ основаниями ответственности грузоотправителя признается неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей за уже осуществленные перевозки.

3. Применимое законодательство:

4. Судебная практика:

– Определение ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-1174/13;

– Определение ВАС РФ от 17.10.2008 N 11256/08;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.1998 N А19-2786/98-10-Ф02-977/98-С2;

– Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.06.2010 по делу N А33-16499/2009;

– Постановление ФАС Центрального округа от 18.06.2009 N Ф10-2172/09 по делу N А14-10234-2008/472/11;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.09.2008 N Ф03-А59/2008-1/3870;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.09.2008 N Ф03-А59/08-1/3872.

Статья 115 КВВТ РФ. Ответственность перевозчика или буксировщика за неподачу транспортных средств, грузоотправителя или отправителя буксируемого объекта за неиспользование поданных транспортных средств

1. В случае, если договором перевозки груза или договором буксировки не предусмотрено иное, при неподаче транспортных средств для перевозки груза или буксировки буксируемого объекта в соответствии с принятой заявкой или договором перевозки груза, договором буксировки перевозчик или буксировщик несет ответственность в пределах причиненных грузоотправителю или отправителю буксируемого объекта убытков.

2. В случае, если договором перевозки груза или договором буксировки не предусмотрено иное, за непредъявление груза или буксируемого объекта, а также за неиспользование по иным причинам поданных транспортных средств грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта несет ответственность в пределах причиненных перевозчику или буксировщику убытков.

Комментарии к ст. 115 КВВТ РФ

1. Согласно ст. 393 ГК РФ основной формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является возмещение причиненных убытков. В свою очередь, п. 1 ст. 794 ГК РФ предусматривает, что участники обязательства за неподачу под погрузку транспортных средств и их неиспользование несут взаимную ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами.

В рамках ст. 115 Кодекса к имущественной ответственности в виде штрафа могут быть привлечены:

– перевозчик или буксировщик – за неподачу транспортных средств в соответствии с принятой заявкой или договором;

– грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта – за непредъявление груза или буксируемого объекта или за неиспользование поданных транспортных средств.

2. Комментируемая статья по размеру санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит участников перевозочного процесса – перевозчика (буксировщика), грузоотправителя (отправителя буксируемого объекта) – в равное положение. К ним применяются равные санкции. Размер штрафа составляет:

– при перевозке груза на судне или буксировке буксируемого объекта – 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза или буксируемого объекта;

– при перевозке груза в контейнерах – 0,5 размера минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто до 5 тонн включительно, минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто от 5 до 10 тонн включительно, двух размеров минимального размера оплаты труда за каждый контейнер массой брутто свыше 10 тонн.

Практику применения комментируемой статьи можно проиллюстрировать следующим примером из судебной практики. ЗАО “Финмар Сервис” обратилось с иском в арбитражный суд к ЗАО “Волгарь Фрахт Форвард” о взыскании штрафа за неподачу транспортных средств в сумме 549310 рублей 02 коп.

Заявленное требование основано на ст. 115 КВВТ РФ и мотивировано тем, что ЗАО “Волгарь Фрахт Форвард” не выполнило обязанность, предусмотренную договором фрахтования, по своевременной подаче флота под погрузку.

Суд первой инстанции частично удовлетворил исковые требования ЗАО “Финмар Сервис”, взыскав с ответчика 300000 рублей штрафа. При этом суд сослался на статьи 309, 333 и 787 ГК РФ и ст. 115 КВВТ РФ и установил неисполнение со стороны ответчика договорных обязанностей.

Вторая инстанция, сославшись на ст. 432 ГК РФ, пришла к выводу, что воля и волеизъявление сторон были направлены на заключение договора об организации перевозок грузов, который сторонами не заключен в виду недостижения контрагентами его существенных условий: заявок с указанием объема груза, количества транспортных средств и графиков их подачи.

Судом было установлено, что стороны подписали чартерный договор, по условиям которого подача флота производится только по взаимному согласованию сторон и подтверждается в письменном виде. Стороны предусмотрели, что конкретные сроки начала и окончания отгрузки, наименования судов, объемы отправлений согласовываются дополнительно в письменной форме путем сообщений по телексу или факсу.

В соответствии с дополнением к договору в обязанности судовладельца входит подача флота под погрузку в согласованное с фрахтователем время. При этом ЗАО “Волгарь Фрахт Форвард” не менее чем за трое суток до подхода подаваемого под погрузку судна в порт погрузки представляет по телексу, факсу, электронной почтой фрахтователю номинацию судов: название, год постройки, дату подхода судна в порт.

По письмам истца стороны согласовывали график подачи флота в порт под погрузку.

Согласно ст. 115 КВВТ РФ перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой или договором несет имущественную ответственность в виде штрафа при перевозке груза на судне – 0,1 размера минимального размера оплаты труда за каждую тонну груза.

Суд первой инстанции дал оценку представленным ЗАО “Финмар Сервис” доказательствам: письмам истца о предоставлении графиков подачи флота под погрузку и пришел к обоснованному выводу, что в нарушение дополнения к чартеру ЗАО “Волгарь Фрахт Форвард” уклонялся от согласования с истцом конкретных сроков начала и окончания отгрузки грузов и график подачи судов под погрузку.

Следовательно, суд правомерно применил к неисправному контрагенту санкцию, предусмотренную ст. 115 КВВТ РФ за неподачу транспортных средств для перевозки грузов, приняв во внимание положения ст. 333 ГК РФ .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29 января 2007 г. по делу N А43-37940/2005-27-1102.

3. Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие (п. 2 ст. 794 ГК РФ):

– непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

Читайте также:  Валик малярный и его классификация

– прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или Кодексом;

– в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Так, грузоотправитель или отправитель буксируемого объекта освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 115 Кодекса, если груз или буксируемый объект не был предъявлен для перевозки или буксировки вследствие ограничения или запрещения движения судов, установленных в соответствии со ст. 77 Кодекса.

Таким образом, ГК РФ допускает возможность установления ответственности соглашением перевозчика с грузовладельцами. Однако как общее правило нельзя договориться об устранении ответственности либо об ее ограничении. Изъятие допускается только применительно к перевозке груза и в случае, если возможность такого соглашения будет предусмотрена Кодексом.

Ответственность перевозчика и отправителя

А) ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

В отличие от общегражданской имущественной ответственности по принципу вины (ст. 401 ГК), ответственность за невыполнение заявки (заказа) при перевозках грузов на транспорте наступает не только за вину, но и за случай.

Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК).

Ст. 94 УЖТ РФ по размеру санкций, применяемых при невыполнении заявки (заказа) на перевозку грузов, ставит обе стороны – грузоотправителя и перевозчика – в равное положение. Как к грузоотправителю, так и к перевозчику за совершенное правонарушение применяются равные санкции.

Ст. 19 Устава железнодорожного транспорта 2003 г. предусмотрено, что грузоотправители (отправители), грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с происшедшими по их вине аварийными ситуациями.

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотренны ст. 117 УЖТ РФ. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:

1) действие непреодолимой силы и военные действия. Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.).

Для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности, они должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).

  • 2) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, в порядке установленном ст. 29 УЖТ РФ. На железнодорожном транспорте перевозка грузов может быть временно прекращена или ограничена перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Прекращение или ограничение погрузки грузов допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта немедленным извещением Правительства Российской Федерации (ст. 29 УЖТ), соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.
  • 3) иные случаи, предусмотренные УЖТ РФ.

К обстоятельствам третьей группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся железной дороге платежей за осуществление перевозки грузов, т.е. за все состоявшиеся ранее перевозки, по которым грузоотправитель не рассчитался с железной дорогой. Появление этого основания, освобождающего железную дорогу от ответственности за невыполнение заявок грузоотправителя, видимо, связано с хроническими неплатежами клиентуры (ст. 117 УЖТРФ).

К этой же группе относится условие, в силу которого перевозчик освобождается от ответственности при невыполнении заявки на перевозку грузов, – задержка грузоотправителем транспортных средств под выгрузкой.

В качестве одного из оснований, освобождающих грузоотправителей от ответственности за неиспользование транспортных средств, поданных в соответствии с их заявкой, является авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности независимо от срока ее прекращения См.: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30, п. 11..

Помимо правовых норм, полностью освобождающих грузоотправителя при определенных обстоятельствах от ответственности за невыполнение заявок на перевозку грузов на железнодорожном транспорте, действует норма, которая частично освобождает грузоотправителя от ответственности.

Так, при железнодорожных перевозках, если грузоотправитель предупредит станцию о неиспользовании транспортных средств не менее чем за двое суток до дня отгрузки, сумма штрафа уменьшается на одну треть (ст. 94 УЖТ).

Б) Ответственность перевозчиков и грузоотправителей за несохранность грузов

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. Изд.: ЗАО Юстицинформ, 2007 г. С. 61..

Статья 796 Гражданского кодекса предусматривает, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, т.е. не по его вине.

В УЖТ РФ воспроизводится общее правило о бремени доказывания перевозчика. Оно выражено в формуле “. если не докажет” (ст. 95 УЖТ) Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный). Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. Правовая Система Консультант Плюс..

Принцип ответственности за вину распространяется не только на перевозчика, но и на грузоотправителей и грузополучателей. Это правило вытекает из содержания ст. 404 ГК РФ, которая устанавливает: “Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника”, т.е. здесь, по-видимому, имеется в виду смешанная ответственность должника и кредитора.

Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчика за несохранность грузов можно разделить на две наиболее характерные группы по признаку распределения бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).

Первая группа предусматривает презумпцию вины перевозчиков, и перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае он должен нести ответственность за несохранность груза.

К обстоятельствам исключающим ответственность перевозчика за несохранность относятся: а) вина грузоотправителя и грузополучателя; б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшие его поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и другие последствия; в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующей свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары в пути; г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза при перевозке или хранении; д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму.

Вторая группа обстоятельств предусматривает презумпцию невиновности перевозчика. В статье 118 Устава железнодорожного транспорта перечисляются обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке, когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателя при получении груза в пункте назначения.

К таким обстоятельствам относится, например, прибытие груза в пункт назначения в исправном состоянии, за исправными запорно-пломбировочными устройствами (пломбами), установленными грузоотправителем. Предполагается, что доступа к грузу во время его следования в адрес грузополучателя не было.

Перевозчик несет ответственность за недостачу груза лишь в том случае, если будет доказано обратное.

В) Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов

Просрочка доставки груза влечет за собой обязанность перевозчика уплатить штраф (пени) грузополучателю. Штраф носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза.

Ст. 97 Устава железнодорожного транспорта установила, что перевозчик за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза.

Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Вместе с тем на железнодорожном транспорте конкретизируется перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного Транспорта РФ (постатейный). Юридическая фирма «Контракт», 2004 г. Правовая Система Консультант Плюс. См.: ст. 97.. Например, из ст. 97 Устава железнодорожного транспорта следует, что железная дорога освобождается от ответственности за просрочку доставки груза, если докажет, что просрочка произошла вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, не зависящих от железной дороги.

Ответственность по обязательствам, вытекающим из перевозки

Известную трудность представляет вопрос об ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза (ответственность за нарушение обязанностей, вытекающих из договора перевозки грузов). После уяснения общего для всех видов перевозок принципа ответственности перевозчика за указанные нарушения (ст. 793 ГК РФ) этот вопрос должен быть продуман применительно к каждому виду перевозок в отдельности. Нужно сказать, что все обстоятельства, освобождающие перевозчика от ответственности за утрату или повреждение груза по всем транспортным ГК РФам (уставам), объединены одним общим признаком – случаями отсутствия вины перевозчика в утрате или повреждении груза. Другими словами, ответственность перевозчика основана на его вине.

Особенностью ответственности за нарушение обязательств по перевозке грузов является также то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок (перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование), причем в форме неустойки.

В статье 792 ГК РФ определены сроки доставки груза, пассажира и багажа. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и ГК РФами, а при отсутствии таких сроков – в разумный срок.

Читайте также:  Мебель для небольшой кухни

Вместе с тем, сроки исполнения договора перевозки определяются транспортными уставами и ГК РФами по-разному, причем в этом вопросе имеются различия в установлении сроков доставки для грузов, пассажиров и багажа.

Установление гражданско – правовой ответственности в правилах перевозок не допускается. Общие условия гражданско – правовой ответственности определены в гл. 25 ГК РФ.

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и ГК РФами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или ГК РФом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и ГК РФами.

Таким образом, в статье 794 ГК РФ сохранен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих перевозчика и грузоотправителя от ответственности за неподачу и неиспользование транспортных средств, причем этот перечень может быть расширен в транспортных уставах и ГК РФах. Следовательно, такая ответственность перевозчика и грузоотправителя, в отличие от ответственности перевозчика за несохранность груза и багажа, наступает независимо от наличия вины.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или ГК РФом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату (ст. 795 ГК РФ).

Между тем, содержание статьи шире ее наименования, в ней устанавливается ответственность перевозчика не только за задержку отправления, но и за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения.

Статья устанавливает в п. 1 новую норму транспортного права, направленную на повышение ответственности транспортных организаций за обслуживание пассажиров. В настоящее время только Правилами воздушных перевозок Аэрофлота предусмотрена выплата пассажиру, отправление которого задержано по вине перевозчика, небольшой денежной компенсации (до 25% от стоимости билета). Практическая реализация правил п. 1 требует внесения соответствующих дополнений в действующие транспортные уставы и ГК РФы. При этом такая ответственность перевозчика, в силу п. 1, наступает при наличии его вины, которая предполагается, и перевозчик вправе свою ответственность оспаривать.

Независимо от установления в транспортных уставах и ГК РФах штрафа за задержку отправления и прибытия транспортного средства, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения понесенных им убытков по общим нормам гражданского законодательства (ст. 393 ГК РФ). Однако размер понесенных убытков должен быть пассажиром доказан.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа наступает по правилам ст. 796 ГК РФ.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

В п. 1 статьи 797 ГК РФ сохранено ранее предусмотренное транспортным правом РФ обязательное предъявление претензии перевозчику до заявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза. Установленный на транспорте порядок предъявления претензий по багажу и перевозкам пассажира п. 1 не затрагивается, и по этим вопросам продолжают действовать положения транспортных уставов и ГК РФов и дополняющих их правил перевозок. Такой порядок имеет важное значение для определения начального момента течения исковой давности.

В п. 2 статьи 797 ГК РФ содержится важное нововведение в отношении срока рассмотрения перевозчиком претензий, который по грузам теперь составляет 30 дней, независимо от содержания претензии (о несохранности груза, расчетах, штрафах и т.д.) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное сообщение). Согласно ныне применяемым транспортным уставам и ГК РФам срок для ответа на претензии грузовладельцев был более длительным. К установленному п. 2 30-дневному сроку следует добавлять время, необходимое для доставки адресату почтовой корреспонденции.

Согласно п. 3 статьи 797 ГК РФ вводится новый срок исковой давности по требованиям из перевозки груза, который составляет теперь один год. Поскольку в п. 3 указанной статьи говорится о требованиях, вытекающих из перевозки груза, новый годичный срок давности должен применяться ко всем такого рода требованиям (несохранность, просрочка в доставке, расчеты по провозным платежам), а также к требованиям перевозчика к грузовладельцам. Начальный момент исчисления давности по искам грузовладельцев транспортные уставы и ГК РФы связывают со сроками заявления и рассмотрения претензии перевозчиком.

В отношении перевозок пассажиров и багажа сохраняет действие срок исковой давности, предусмотренный транспортными уставами и ГК РФами.

К исковой давности по перевозкам грузов, как и к другим давностным срокам, применяются общие правила о давности, установленные гл. 12 ГК РФ.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Договор об организации перевозок не является договором перевозки и ввиду его значительных особенностей должен подчиняться, поскольку стороны не определили его условий, нормам общей части обязательственного права (раздел III ГК РФ).

В статье 799 закрепляется правило, согласно которому между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Статья подтверждает ранее сложившуюся практику заключения между соперевозчиками различных видов транспорта соглашений, направленных на обеспечение надлежащей перевозки грузов. Основные из них – т.н. узловое соглашение, определяющее порядок перевалки грузов при передаче их одним видом транспорта другому, а также договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов. Такие договоры заключают предприятия автомобильного транспорта с отделениями железных дорог, предприятиями водного и воздушного транспорта на завоз (вывоз) грузов со станций и портов.

Предметом называемых в ст. 799 договоров могут быть различные транспортные и иного рода операции. Договорами перевозки они не являются. Это – договоры подрядного типа, имеющие особенности. Их заключение, содержание и исполнение определяются, если стороны не договорились об ином, транспортными уставами и ГК РФами, а дополнительно – общими положениями об обязательствах (раздел III ГК РФ).

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего ГК РФа, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК РФ).

Такое решение, как представляется, устанавливает вид более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст. 1079 ГК РФ использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (см. коммент. к этой статье).

Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. В настоящее время такое регулирование установлено ст. 96 ВК, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.

Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст. 54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст. 55 Закона).

При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию