4 популярных ошибки, которые делают пространство меньше и примеры этих ошибок

Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

  • Штольц – один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов»;
  • Они потеряли на войне двух единственных сыновей.

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Виды речевых ошибок:

  1. Употребление слова в несвойственном ему значении — Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
    Мысль развивается на продолжении всего текста.
  2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом — Мое отношение к этой проблеме не поменялось.Были приняты эффектные меры.
  3. Неразличение синонимичных слов — В конечном предложении автор применяет градацию.
  4. Употребление слов иной стилевой окраски — Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.
  5. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов — Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
  6. Неоправданное употребление просторечных слов — Таким людям всегда удается объегорить других.
  7. Нарушение лексической сочетаемости — ​​​​​​Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные >особенности (вместо средства).
  8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм — Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.Молодой юноша, очень прекрасный.
  9. Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) — В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
  10. Неоправданное повторение слова — Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
  11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций — Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
  12. Неудачное употребление местоимений — Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.У меня сразу же возникла картина в своем воображении.

Типичные грамматические ошибки (К9)

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: . даст. научит. или . дает. учит. );
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

  1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения (норма: … это художественная сторона произведения); Чтобы прино­сить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (норма: . нужны сме­лость, знания, честность);
  2. Ошибки, связанные с употреблением частиц, например, неоправданный повтор: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, кото­рые они должны выделять, но эта законо­мерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы» (ограничи­тельная частица «всего» должна стоять пе­ред подлежащим: «. всего две проблемы»);
  3. Неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;
  4. Неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

  1. Неразличение (смешение) паронимов:В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмот­реть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходи­мо употребить в приведённом предложе­нии, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. Ошибки в выборе синонима:Имя этого поэта знако­мо во многих странах (вместо слова изве­стно в предложении ошибочно употреб­лен его синоним знакомо);Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в дан­ном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним – место; и ноязычное слово импонирует также требует синонимиче­ской замены);
  3. Ошибки в подборе антонимов при построении антитезы:В третьей части текста ве­селый, а не мажорный мотив застав­ляет нас задуматься (антитеза требует точ­ности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. Разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном кон­тексте:Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки – разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые(две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно.
    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)

Орфографические ошибки

  1. ­ В переносе слов;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание
    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
Читайте также:  Почему важно нанять профессионала для установки кондиционера

Пунктуационные ошибки

  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;

Графические ошибки

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

Распространенные графические ошибки:

  • Пропуск букв, например: весь роман стоится на этом конфликте (следует: строится);
  • Перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
  • Замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарноеЛедовое побоище (следует: легендарное);
  • Добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже самых сложных, условиях. (следует: даже).

8 ошибок в дизайне маленьких квартир, которые «крадут» пространство

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Обустроить маленькую квартиру так, чтобы она выглядела более просторной, — задача сложная. Сложная, но вполне выполнимая. Есть несколько приемов, которые помогут визуально расширить пространство и сделать помещение более светлым и объемным без ущерба для его функциональности.

AdMe.ru расскажет вам о самых распространенных ошибках в оформлении маленьких помещений, которые «крадут» квадратные метры, и о том, как их избежать.

Ошибка № 1. Громоздкая, «основательная» мебель

Даже если вы используете минимум мебели, без некоторых предметов, например обеденного стола или дивана, обойтись сложно. И если при покупке дивана зачастую приходится выбирать между размерами и комфортом, то при выборе столов и стульев на компромисс идти не нужно. Купите стеклянный стол и легкие, «воздушные» стулья: они будут почти незаметны в пространстве, а значит, не будут визуально красть драгоценные квадратные метры.

Ошибка № 2. Шторы на окнах

Мы привыкли вешать на окна многослойные конструкции из тюля и тяжелых ночных штор. Однако в маленьких квартирах, где каждый сантиметр имеет значение, лучше использовать жалюзи или римские шторы: во-первых, они не украдут ни сантиметра площади у комнаты, а во-вторых, дадут возможность использовать подоконник как дополнительное место хранения или даже в качестве банкетки.

Ошибка № 3. Недостаток естественного света

Чем темнее помещение, тем менее просторным оно кажется — это аксиома. Если окна вашей квартиры выходят на теневую сторону, повесьте напротив них зеркало: даже небольшое количество света будет отражаться его поверхностью, что визуально сделает комнату более объемной.

Ошибка № 4. Многоцветье

Если вы не уверены в том, что сможете гармонично подобрать цвета, воспользуйтесь правилом, которого придерживаются даже дизайнеры: используйте в интерьере не более 3 цветов. При этом основной цвет должен занимать примерно 60 % всего пространства — как правило, его используют при оформлении стен и потолка. А вот в рамках одного цвета вы можете себя практически не ограничивать и использовать в интерьере несколько разных оттенков.

Ошибка № 5. Белое, белое, белое

Всем известно, что белый цвет полнит. Это справедливо не только для фигуры, но и для интерьера, поэтому в маленьких помещениях часто красят стены в различные оттенки белого. Однако белый цвет зачастую визуально лишает помещение объема, делает его плоским, что в конечном итоге тоже «крадет» пространство. Поэтому попробуйте покрасить стены в светлый, но не белый цвет, например в светло-серый, пудровый или цвет слоновой кости.

Ошибка № 6. Лишний декор на кухне

Несмотря на то, что кухня — место функциональное, она тоже должна быть красивой. Зачастую мы перегружаем ее ненужными аксессуарами, вазочками, картинами и прочими декоративными элементами, которые, несмотря на небольшой размер, зрительно уменьшают площадь. Украсить кухню помогут яркий фартук, разноцветная посуда, в которой вы будете готовить, красивые разделочные доски и контрастная фурнитура на мебели.

Ошибка № 7. Не использовать вертикаль

Расставляя мебель по периметру, мы забываем, что у нашей комнаты есть еще и высота. Попробуйте разместить мебель «по вертикали»: к примеру, приобретите кровать, у которой внизу есть рабочий стол. Кроме того, в студиях с высокими потолками есть возможность соорудить импровизированный 2-й этаж, на котором можно обустроить место для сна или работы — так вы получите практически отдельную комнату. А для хранения редко используемых вещей можно сделать антресоли.

Ошибка № 8. Открытые полки

Открытое пространство — большое пространство. Верно? Нет! Открытые полки хороши только на разворотах журналов, а в реальности они очень быстро превращаются в захламленное пространство (особенно это касается кухни). Замените открытые полки навесными шкафами одного цвета со стенами: они сольются с окружающим пространством, и помещение будет казаться немного больше.

4 наиболее распространенные ошибки в композиции

Я видел фотографов, которые допускают много ошибок в композиции. Это не критика – все мы время от времени ошибаемся. Но понимание и исправление ошибок является ключевой частью усовершенствования навыков в композиции. Здесь описаны наиболее распространенные ошибки, которые я встречал.

Ошибка №1: изучить правило третей и ничего другого

Правило третей – это базовая теория композиции, которую обязательно нужно понимать. Но некоторые фотографы допускают ошибку, никогда не пытаясь выучить что-то новое.

Например, взгляните на фото ниже. Дерево расположено на пересечении линий, созданных делением кадра на трети согласно правилу третей.

Но является ли правило третей единственным принципом построения композиции на этой фотографии? Нет, не является. Давайте посмотрим на другие факторы.

  • Вокруг дерева есть негативное пространство. Это создает место для воздуха и ощущение пространства.
  • Дерево является главной точкой фокусировки и ни с чем не конкурирует.
  • Холмы на заднем плане выглядят бледно из-за погодных условий (во время съемки шел дождь), придавая сцене глубину.
  • Я использовал длинную экспозицию (125 секунд), чтобы размыть воду и листву на дереве, добавляя ощущение движения или течения времени.
  • Я преобразовал фото в черно-белое для создания драматического эффекта.

Как видите, с точки зрения композиции на фотографии происходит гораздо больше, чем просто размещение дерева согласно правилу третей. Как только вы поймете, как работают эти идеи, вы сможете использовать их в других фотографиях и одновременно усовершенствовать свои навыки в композиции.

Ошибка №2: не включать в кадр интересный передний план

Это распространенная ошибка в пейзажной фотографии и некоторых документальных фотографиях. Это происходит потому, что фотографы в этих жанрах часто используют широкоугольные объективы, которые обычно включают множество деталей композиции.

Идея интересного переднего плана может быть трудной концепцией, чтобы понять ее сразу, но она имеет смысл, когда вы начинаете думать о ней.

Например, я сделал следующую фотографию на объектив 14 мм (широкоугольник для камеры APS-C). Я хотел рассказать историю о паре на рынке. Использование широкоугольного объектива помогло мне включить контекст – горы овощей на переднем плане, которые продавала пара. Овощи обеспечили интересный передний план и поддержали историю.

Та же идея была применена для пейзажа, снятого на широкоугольный объектив. На фото ниже руины выступают в качестве главного объекта. Цветы на переднем плане добавляют интерес в нижней части кадра.

Ошибка №3: не уделять достаточного внимания фону

Четкие фоны часто встречаются в документальных стилях фотографии, и могут поддержать историю о главном объекте. Например, на фотографии ниже главным объектом являются три мужчины – парикмахер, его клиент и мужчина, смотрящий в камеру.

Детали на заднем плане поддерживает объект съемки и помогает рассказать историю. Мы можем рассмотреть каждый предмет от стены позади мужчины до инструментов парикмахера. Эти детали являются интересной и важной частью фотографии.

Иногда требуется противоположный подход, и задний план следует размыть, чтобы устранить отвлекающие элементы. Понимание того, когда нужно размыть задний план, а когда оставить в резкости, также является одним из составляющих мастерства фотографа. На некоторых портретах (как приведенный ниже, сделанный с диафрагмой f/1.8) вы можете использовать широкую диафрагму, чтобы размыть фон и удалить детали, которые могут отвлекать от модели.

Ошибка, которую допускают некоторые фотографы, заключается в том, что они не задумываются о таких вещах, и уделяют внимание только тому, чтобы фон соответствовал объекту.

Ошибка №4: не проработать объект

Заключительная ошибка в композиции – не работать над объектом. Это означает, что вы делаете много фотографий до тех пор, пока не исчерпаете творческие возможности. Иногда это всего 3 или 4 фотографии, а иногда 20 или 30. В любом случае, идея состоит в том, чтобы исследовать разные ракурсы и возможности композиции.

Причина в том, что первый ракурс, который вы используете, не всегда наилучший. Если у вас есть возможность, будет полезным попробовать различные ракурсы, фокусные расстояния и, возможно, даже разные значения диафрагмы и выдержки.

Здесь вы можете применить одну из концепций, о которых шла речь в этой статье ранее. Спросите себя: “Как я могу сделать фотографию еще интереснее?”.

Возможно, следует уделить внимание фону. Возможно, нужно добавить интересных деталей на переднем плане. Может быть, фотографии нужно немного негативного пространства или использование длинной выдержки, чтобы размыть ее часть. Ответы зависят от объекта и от того, сколько у вас есть времени, чтобы исследовать его.

Пример работы над сценой

Вот пример. Ниже вы видите четыре фотографии интересного здания. В каждом снимке использован другой ракурс и композиция. Они были частью серии из 25 фотографий, которую я сделал, убедившись, что «выжал» из сцены все.

Заключение

Существует много ошибок, которые можно дорустить, когда речь заходит о композиции в фотографии, но это самые распространенные из них, которые я встречал.

Речевые ошибки: виды, причины, примеры

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и мышления, способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в письменной, так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о «речевом идеале», неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Читайте также:  Чем может помочь вашему ребенку логопед и как это важно

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение: «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение: «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении. Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный.
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство. Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов. Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для письменной речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при письме.

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный материал.

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс «Русский язык». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Отзывы и комментарии

А теперь вы можете потренироваться и найти речевые ошибки в данной статье или поделиться другими известными вам примерами. Кроме того, обратите внимание на наш курс по развитию грамотности.

25 самых частых ошибок в русском языке, которые не перестают раздражать

25 самых частых ошибок в русском языке, которые не перестают раздражать

Этот список слов мы с любовью собрали в комментариях соцсетей. При желании его можно превратить в орудие пыток для филологов. Просто садитесь напротив человека, похожего на граммар-наци, и зачитываете неправильные варианты. Но если без шуток, то иногда ошибаться — это нормально. В этих словах могут запутаться даже самые грамотные люди.

Правильно: поначалу все молчали

Поначалу научитесь отличать одну часть речи от другой. Как только освоите эту магию, так сразу минус одна неловкая ошибка. «Поначалу» — это наречие (когда? — поначалу все молчали), а «по началу» — существительное с предлогом (по чему? — по началу текста я не понял, о чём эта статья). Поодиночке эти слова не распознаешь, но по контексту легко догадаться, как писать правильно. Имейте в виду, что «поначалу» — это разговорный вариант наречий «вначале» и «сначала». Не злоупотребляйте.

Можно подумать, что именно так проявляется диалектное «оканье», но нет. Первое правило: ни в коем случае не писать и не говорить «уплОчено». Второе правило — не путать глаголы-паронимы «оплатить» и «уплатить», у которых один корень «плат». Глагол «оплатить» употребляем, когда говорим о том, за что платят (но без предлогов!): оплатить учёбу, проезд, товар. «Уплатить» вступает в игру, когда собираемся сказать о том, что именно платят: уплатить налоги, штраф.

Разница в две (одну?) букву, а результат налицо. «Заместо» и «вместо» соседствуют в словарях и означают одно и то же, то есть они синонимы. Дело в стилистике: «заместо» — просторечие, которое не рекомендуется употреблять даже в разговорной речи. Но его легко превратить в литературное слово: просто говорите «вместо». Профит!

Боль граммар-наци и всех неравнодушных. Можно класть, можно положить, а ложить — нельзя. Глагол «ложить» употребляется только с приставками («положить», «доложить», «уложить»), а «класть», наоборот, без приставок. Если решите «покласть» — так тоже не стоит, пожалуйста.

От создателей «плакает», «пекёт», «помахай» и «выйграть» (полный список несуществующих глаголов по ссылке). Спряжение глаголов — не такая сложная штука, как кажется. Но именно в этом правиле стабильно ошибаются. В общем-то, глаголов, которые оканчиваются на -ечь, не так много: жечь, печь, лечь, течь. И в спряжении у них происходит чередование в суффиксе: «г» и «к» на «ж» и «ч». Например: я теку, ты течёшь, он течёт, мы течём, вы течёте, они текут.

Правильно: их, его

Если говорить об общепринятых правилах, то никакого «ихнего», «евонного» и даже «ейнного», конечно, нет. Для обозначения принадлежности к третьему лицу в единственном и множественном числах правильно употреблять местоимения «их», «его» и «её». А если кто-то пытается убедить вас, что даже классики использовали такую форму, — кивните. Действительно использовали, но язык-то меняется. Сегодня «ихний» и «евонный» — просторечные формы и грубые ошибки.

Правильно: в общем, вообще

«Вообщем» встречается так часто, что уже нет сил беситься и пытаться объяснять: такого слова в русском языке не существует. Да-да, вам не показалось: нет такого слова — «вообщем». Вместо него есть два похожих наречия «в общем» и «вообще», которые некоторые любят соединять. Об этом же свидетельствуют более 20 миллионов (!) запросов по слову «вообщем» в гугле. И ловите хорошую шпаргалку — спасибо за неё хорошим людям.

Правильно: мой день рождения

День рождения — в самом деле грустный праздник. Как только над ним не издеваются! И «день рожденЬЯ», и «день рожденИЕ», и «с днём рождениЕМ», и даже «с днёмрожденьем». Всё неправильно. «День рождения» — устойчивое выражение, в котором склоняется главное слово «день», а зависимое — «рождения» — остаётся неизменным: пойдём на день рождения, поздравляю с днём твоего рождения, папин день рождения. И забудьте про средний род.

Правильно: до свидания

Научитесь правильно поздравлять с днём рождения, а потом сразу же беритесь за грамотное прощание. Досвидание, до свидание, досвиданья, до свидания. Проблема идентичная, и решение такое же: к главному слову нужно правильно задать вопрос. До — чего? — свидания. Другой вопрос, честно говоря, и не задашь. А если встретите вариант «до свиданья», скорую лингвистическую помощь вызывать рано: такое окончание допустимо, но в разговорной речи.

Читайте также:  Как правильно выбирать радиатор отопления

Спросонья можно написать что угодно. Лучше как следует взбодриться перед важными письмами и сообщениями в мессенджерах. А потом уже открывайте орфографический словарь и ищите, что там с наречиями. С ними правда всё неоднозначно: одни хотят, чтобы их писали исключительно слитно, другие предпочитают раздельно, а третьи требуют себе дефис. Большинство наречий надо просто запомнить. Сегодня пусть этим наречием будет «спросонья» (остальные тут).

Излюбленное слово-паразит, которое очень (ОЧЕНЬ) многие пишут неправильно — «типо». Доказывает соцсеть «ВКонтакте», которая даже изобрела к прошлогоднему «Тотальному диктанту» алгоритм слов-паразитов и частых ошибок. Слово «типа» может выступать в роли междометия, частицы (синонима «вроде») и даже бессмысленного слова-паразита. Например: «Ты граммар-наци?» — «Да, типа того». То есть похож на граммар-наци, но до конца не понял.

У грамотного человека не должно быть сомнений. Правильный вариант один — «нагибаться», без каких-либо исключений или стилевых помет. Так что любой сустав вы «сгибаете», а не «сгинаете», даже если ортопед, фитнес-тренер или ваша бабушка говорят иначе.

Следущий, будующий… Ой, кажется, мы всё перепутали. В «следующем» не хватает буквы «ю», а в «будущем», наоборот, она не нужна. Запомнить можно так: «следую» — «следующий», «буду» — «будущий». Запомнили? Отлично, едем дальше.

Правильно: вряд ли

Хватит сомневаться. И не только в написании частицы, но и вообще во всём. Чтобы стать немного увереннее (хотя бы в русском языке), запомните: «вряд ли» и «навряд ли» всегда пишутся раздельно. Даже если в интернете на каждом шагу «вряд-ли», «врятли», «наврядли» и ещё десяток разнообразных вариантов. Если не можете запомнить — вспоминайте Брюса Ли. Его имя подскажет. А его вид намекнёт, что ошибаться не стоит. Будьте как Ли.

Правильно: в смысле, в принципе

Почти 2 миллиона (!) результатов в гугле по запросу «всмысле». И это ещё не всё! Больше пяти миллионов (!) результатов по запросу «впринципе». Чтобы усилить эффект, скажем, что оба этих наречия пишутся раздельно. Всегда. При любых условиях. В разных предложениях.

Мы пишем «идти», но когда дело доходит до слова «прийти», всё меняется. Всё потому, что глагол «идти» ещё давным-давно писался как «итти». Да что там давно — ещё в 50-х годах по старым правилам слово «прийти» как только не писали: «придти», «итти», «притти». Теперь, к счастью, осталась одна форма. Аллилуйя!

Коварное лакомство, которое ловит на ошибке даже по-настоящему грамотных людей. Проговаривая слово про себя, мы будто произносим двойную «н», но на письме такого быть не должно. «Мороженое» — существительное, образованное от глагола несовершенного вида «морозить», пишется с одной «н». Появление «нн» возможно только в случае, если глагол «морозить» превращается в прилагательное с зависимыми словами или причастие. Например, «замороженный Вестерос».

Принять учавствие, учавстник, учавствовать — что-то не то и немного режет глаз, да? Всё потому, что в слове «участвовать» две «в», а не три. Не пытайтесь поставить рекорд. Тут же можно вспомнить «чувствовать», которое некоторые пишут как «чуствовать». Эффект обратный: буква не произносилась, поэтому и не нужна.

Раздельно или слитно? «С» или «з»? К этому наречию вопросов слишком много. Возможно, потому что оно означает степень и меру. В теории «через Чур» может употребляться в таком виде, если вы кому-то рассказываете о своих увлекательных приключениях, связанных с переходом речки Чур в Удмуртии. Если нет, во всех остальных случаях пишите «чересчур».

«Мальчишки и девчонки, а также их родители! Весёлые истории увидеть не хотите ли?» Пока вы вовсю ностальгируете по «Ералашу» (почитайте вот этот текст), мы разберём ещё одну частую ошибку. Девочка превращается в девчонку с помощью суффикса «онк». Ещё одна подсказка со школы: под ударением пишите «о», без ударения — «е». Третьего варианта быть не может.

Чудовищная ошибка, которая крепко-накрепко засела в нашей речи. Особенно в речи тех, кто живёт в маленьких городах и посёлках. Казалось бы, всё очень просто. Есть проверочное слово — «звонить». Попробуйте произнести его с ударением на «о». Получилось? Вот и в слове «созвонимся» двух мнений быть не может.

Правильно: в течение часа

Если вам кто-то пообещал ответить в «течении дня» — дело плохо. Можно точно не ждать ответа в этот день. И заранее подготовиться, что в письме будут орфографические ошибки, а по ним судить письмо не совсем правильно (точнее, зависит от цели письма). «В течении» — сочетание предлога с существительным «течение» (ручья или реки). «В течение» — целиком предлог, связанный с временными промежутками. Чтобы больше не ошибаться, научитесь подбирать правильные вопросы: если к словам «в течении/в течение» нельзя задать вопрос «где?», тогда точно пишем на конце -е. Например: «Маша уронила в реку яблоко, и оно скрылось в течении реки». Скрылось — где? В течении реки. «В течение трёх дней я отвечу вам на письмо». Три дня — промежуток времени, значит, пишем «в течение».

Правильно: надень шапку!

Конечно, вы знаете, в каких случаях нужно говорить «надевать», а в каких — «одевать». Но на всякий случай повторим: первый вариант употребляем, когда говорим о неодушевленных предметах («надеть куртку»), а второй вариант — когда о людях или предметах, их обозначающих («одеть куклу»). Да-да, тут в вашей голове начнёт всплывать что-то про Надежду и одежду. Продолжайте вспоминать — всё правильно!

8 распространённых ошибок в дизайне (и как их избежать)

Что позволяет судить о дизайне как о плохом или хорошем? Верно, что это субъективное вкусовое предпочтение того или иного человека. Но в конечном счёте хороший дизайн доносит сущность сообщения, поддерживает заинтересованность и чётко визуализирует транслируемую информацию. Плохой дизайн, в свою очередь, делает сообщение трудно разборчивым, тем самым усложняя коммуникацию.

Приведём восемь распространённых ошибок в оформлении визуального сообщения и как их избежать.

1. Безупречная симметрия

Баланс — один из фундаментальных принципов дизайна, который служит для распределения элементов на макете, создавая ощущение упорядоченности и равновесия. Баланс является достижением оптического и психологического равновесия в композиции. Однако баланс не всегда подразумевает использование строгой симметрии. Но в тоже время симметрия не является обязательно дурным тоном — это быстрый, банальный и простой способ передачи информации. Используя же асимметрию, можно вызвать непроизвольный интерес и прочие эмоции у субъекта информации. В результате чего — активизированное внимание и целенаправленное обращение субъекта к нашему ресурсу.

2. Недостаточно белого пространства

Пространство — другой из основных принципов, применяемых в дизайне. Он гласит о продуманном размещении связанных элементов, об их визуальном группировании друг с другом — это помогает нам соотносить информацию и понимать логику взаимоотношения элементов. Для данной цели и служит использование дизайнерами белого (негативного) пространства. Так мы позволяем аудитории быстро просмотреть страницу без применения дополнительных визуальных элементов вроде разделителей.

Распространённая ошибка в дизайне — это раскиданный контент по всей странице, в результате чего она выглядит загромождённой и неаккуратной. Это не способствует эффективному донесению информации до потребителя.

Итак, совершенствуйте белое пространство, давайте возможность заголовкам, подписям, параграфам и прочим элементам страницы «дышать». Белое пространство создаёт контраст, провожает взгляд зрителя в необходимом направлении, устанавливает аккуратную визуальную иерархию.

3. Недостаточно повторяемости

Повторение придает ощущение согласованности и постоянства, а также улучшает читаемость контента. Если в проекте отсутствуют повторяющиеся визуальные элементы — к примеру, цветовая схема, формы, шрифты, изображения, пространственные отношения — то сайт теряет целостность и читатели не смогут связать информационные блоки.

Но следует избегать пресыщения страницы повторяющимися элементами, в противном случае есть вероятность утомить аудиторию и вызвать у неё раздражение.

4. Центрирование текста

К следующей распространённой ошибке относится неуместное использование выравнивания большого количества текста по центру. Выравнивание по центру применимо к плакатам, приглашениям, брендингам, позволяя сбалансировать небольшой текст, выделить определенные аспекты макета и создать визуальную иерархию.

Если абзац, содержит больше трёх строк, то данный приём создает впечатление неряшливости и неуклюжести, снижается читабельность контента, поскольку рваность границ текстовых строк делает сложным переход от конца одной строки к началу следующей. Таким образом, пользователи вынуждены стараться и пристально вглядываться в абзац.

Необходимо использовать в отношении больших блоков текста выравнивание по левому или по правому краю. В случае веб-дизайна приём центрирования текста лучше оставить для заголовков и кратких подписей, цитат.

5. Слишком много текста на одной строке

Чтение большого объёма текста, сформированного в множество длинных строк вызывает усталость глаз. Контент куда проще читать и усваивать, если он организован с соблюдением оптимальной длины строки. Последнее зависит от отступов, размеров и типа шрифта. Как правило человеку комфортно читать текст, длина строк которого 10 сантиметров, что равно 45-70 символам, включая пробелы, при размере шрифта 11-13 пикселей.

6. Неудачный кернинг

Кернинг — это регулируемое изменение расстояния между парами соседних символов. Качество текста зависит от определения правильного расстояния мужду буквами, а также от пропорций символов выбранного шрифта.
Если буквы слишком близко друг к другу, это создаёт впечатление, что надпись слиплась. Если расстояние между ними чересчур большое — надпись разваливается на отдельные символы. В обоих случаях задача создания аккуратного и легко читаемого текста не решается. Если целью текста не является эффект акциденции, а комфортное чтение, то необходимо создать кернингом гармоническую равномерность текста, чтобы дизайн выглядел аккуратно и визуально организованным.

7. Перебор со шрифтами и цветом

Контраст — это важное и веское правило в дизайне для поддержания композиционного равновесия макета. Пользователь переживает эмоциональное впечатление, замечая необычные моменты оформления, контраст добавляет фокуса и не допускает, чтобы дизайн выглядел скучно и плоско.
Для выделения транслируемого сообщения можно выбирать и варьировать разнообразные цвета, шрифты, текстуры, размеры и формы — главное, не перестараться.
К примеру, последнее, что хотелось бы видеть на посадочной странице или брошюре — это беспорядочная смесь шрифтов. Это не только разрушает дизайн макета и выглядит отталкивающе, но ещё и не позволяет сосредоточиться на контенте. Эксперименты с выбором шрифтов должны ограничиваться 2-3 гарнитурами, сочитающихся с дизайном конкретного проекта.
Тоже справедливо и в отношении подбора цветов: избыток цветов создаёт впечатление кричащей, угнетающей и дешёвой безвкусицы. Ограничивайтесь 2-4 цветами, и всегда учитывайте разборчивость текста на выбранных цветах.

8. Использование растровых изображений

Растровые изображения — это сетка пикселей, это типичные файлы форматов: jpg/jpeg, tiff, gif, bmp, and png. Они зависят от разрешения, поэтому, увеличивая растровое изображение, оно становится неровными и размытыми. В свою очередь, векторные объекты масштабируемы и их можно увеличить без потери качества изображения, их линии будут оставаться четкими и резкими, как на экране так и в печати.

Ссылка на основную публикацию