Кто поддерживает грандиозные аэрокосмические проекты

10 крупных игроков в частном секторе космической гонки

Сегодня страны и компании, большие и маленькие, ищут себе место в суборбитальной гонке, и многие аналитики считают, что это хорошо. Приватизированные ракеты и космические станции откроют орбитальный доступ к странам, бизнесу и даже людям. При достаточно больших финансовых средствах они могут избежать экономических и политических рисков разработки собственной космической программы и найти свою нишу в общем потоке — будь то орбитальное такси, отели на космической станции или безопасная перевозка груза.

Между тем NASA использует свои ресурсы, чтобы запустить этот процесс. Ее коммерческая инициатива по доставке экипажа на орбиту поддерживает космические амбиции Boeing, SpaceX и Sierra Nevada. Эти компании понемногу раскрывают свои карты.

Для новой космической гонки это десятилетие может стать тем, чем стали конец 90-х и начало 2000-х для Интернета: временем неопределенности, кипучего творчества и экономической реальности в конечном счете. Десятки компаний работают в этом направлении. Давайте коротко пройдемся по основным инициативам в освоении космоса частными силами.

X Prize и другие соревнования

Пилот Брайан Бинни радуется победе SS1 в Ansari X Prize

Иногда, чтобы вдохновить инновации, необходимо установить смелые цели и пообещать мешок денег. Вот, к примеру, некоммерческий фонд X Prize объявил награду Ansari X Prize для доступных космических полетов. Награда в 10 миллионов долларов породила рынок коммерческого освоения пространства на 100 миллионов долларов.

Аэрокосмический инженер Бурт Рутан и его финансовый покровитель, соучредитель Microsoft Пол Аллен, выиграли приз 2004 года за создание первой частной команды для «строительства и запуска космического корабля, способного перевозить трех человек на 100 километров над поверхностью Земли, дважды за две недели». Впоследствии Рутан помогал Virgin Galactic разрабатывать ее пассажирский космический самолет.

Примеры других соревнований, вдохновляющих новую космическую отрасль, включают Centennial Challenges, программу NASA, которая обеспечивает от 200 000 до 2 миллионов долларов поддержки компаниям в сфере интересов агентства, а также Heinlein Prize, учрежденное в честь писателя-фантаста Роберта Хайнлайна и также поощряющее активность в сфере коммерческой космической деятельности.

Между тем X Prize Foundation продолжает стимулировать прорывы в космосе и на Земле. Google Lunar X Prize в 30 миллионов долларов получит «первая финансируемая из частных источников команда, которая благополучно посадит робота на поверхность Луны, этот робот пройдет 500 метров по лунной поверхности и отправит изображения и данные на Землю». NASA добавит 30 миллионов долларов тем роботам, которые еще и будут отвечать ключевым целям.

Bigelow Aerospace

В этой серебряной тыкве можно жить в космосе

Пока Генри Форды новой космической эпохи соревнуются в создании доступного космического корабля, Роберт Бигелоу планирует построить место для пассажиров, в котором они смогут отдохнуть: легкую частную космическую станцию.

Легковесные надувные материалы позволят обойти ограничения ракеты на пространство. NASA развивает эту идею уже много лет. Более того, идея надувного бунгало Бигелоу была взята из запатентованной идеи агентства TransHab, упругого надувного жилища для возможного применения на Марсе или на Луне.

В январе 2013 года NASA заключило контракт на 17,8 миллиона долларов с компанией на поставку модуля Bigelow Expandable Activity Module, или BEAM, на Международную космическую станцию. Этот модуль, 4 на 3 метра, 16 кубометров объемом, сжимался в десять раз во время транспортировки и, в отличие от твердых структур, не трещит по швам от ударов микрометеоритов.

Bigelow уже разместила такие необитаемые станции на орбите и планирует вывести достаточно большую, чтобы вместить десяток человек, к 2016 году — если, конечно, у компании найдется ракета для их перевозки.

Двухмесячное пребывание в таком бунгало обойдется человеку в 26 миллионов долларов, включая транспортировку. В любом случае это немного по сравнению с 70 миллионами долларов, которые платит NASA за одно место в космическом корабле «Союз» для доставки на МКС.

Деньги, деньги, деньги

Хейке Дюстерхофт просто выиграла поездку в космос в МакДональдсе

Богатые люди — это не только целевая аудитория для рынка инкрустированной бриллиантами Bluetooth-гарнитуры за 50 тысяч долларов. Это также и те, кто еще в 1984 году первыми покупали мобильный телефон Motorola DynaTAC 8000X весом в 1 килограмм и стоимостью 10-15 тысяч долларов. Другими словами, цикл развития, улучшения, продаж, который постепенно начинает производить дешевые и хорошие продукты, зачастую начинается с ранних разбрасываний деньгами.

По крайней мере сейчас космический туризм остается провинцией для Мидасов. На данный момент около десятка частных граждан побывали в космосе за свои собственные деньги, и каждый из них выложил миллионы долларов за золотой билет на Международную космическую станцию. Тем не менее их решимость использовать свои деньги на космические путешествия предполагает, что такой рынок существует — и это необходимый первый шаг для того, чтобы космические полеты стали наконец доступными для всех нас.

Между тем, у кого есть такие глубокие, как черная дыра, карманы для строительства этих космических династий? Как вы можете догадаться, у сверхбогатых учредителей и глав таких компаний, как Microsoft, Amazon, PayPal и Virgin Records. Поэтому не удивляйтесь, что можете встретить знакомые имена, читая дальше.

Virgin Galactic

После 2-3-дневной подготовки путешественники садятся в SS2, 18-метровый ракетный планер на 6 человек. Это судно с двумя фюзеляжами с размахом крыльев 43 метра будет подниматься на 15 240 метров, прежде чем выпустит SS2. SS2 в свою очередь на своих ракетных двигателях отправится на границу космоса в параболический полет. Спустя пять минут невесомости самолет начнет планировать, замедляясь для повторного входа в атмосферу на 21 336 метрах, а затем будет спускаться к Земле как обычный самолет.

Испытания SpaceShipTwo проходят успешно. Миллиардер Брэнсон утверждает, что первые коммерческие полеты начнутся уже вот-вот, а место будет стоить 250 000 долларов.

Правительства и космические агентства

Европейское космическое агентство, например, использует интеллектуальный капитал и научно-исследовательские учреждения из разных стран Европы, приглашает специализированные компании и исследовательские группы для создания космических кластеров — коллабораций для работы над околокосмическими проектами.

NASA помогает частным компаниям, заключая с ними договора и предлагая им арсенал некоторых своих инструментов и ракет для аренды. В 2008 году американское космическое агентство заключило многомиллиардные контракты с SpaceX и Orbital Sciences, чтобы перевозить груз на Международную космическую станцию и обратно: 8 полетов с Orbital (порядка 1,9 миллиарда долларов) и 12 полетов с SpaceX (порядка 1,6 миллиарда долларов). На данный момент часть полетов уже была успешно завершена.

Но если полагаться на государственный капитал, возникает сложный вопрос: будет ли продолжаться финансирование?

Blue Origin

Это девиз Blue Origin, разработчика космического аппарата с вертикальным взлетом и посадкой New Shepard: шаг за шагом, яростно и секретно. Компания, созданная основателем Amazon.com Джеффом Безосом, работает в основном за закрытыми дверями, открывая их только чтобы проверить работу своего прототипа. Суборбитальный транспорт для астронавтов был создан на основе старого аппарата DC-X, разработанного Макдоннелом Дугласом для NASA и Министерства обороны США.

Настолько тихо, насколько это возможно, компания шепчет NASA сидеть и смотреть. И NASA оказывает мощную поддержку Blue Origin, наряду с Конгрессом.

Lockheed Martin, Boeing и United Launch Alliance

Lockheed Martin, которая построила каждый аппарат, отправленный NASA на Марс, от «Викинга» до марсохода «Кьюриосити» и космического аппарат MAVEN, которому еще предстоит полететь — регулярно выводит новые аппараты на орбиту и разрабатывает капсулу «Орион» для ракеты SLS, о которой мы недавно писали.

В октябре 2011 года Boeing подписала 15-летний договор аренды на использование ангара для космических шаттлов в Космическом центре Кеннеди, чтобы построить космический аппарат CST-100. NASA профинансировало этот корабль по своей программе Commercial Crew Development на 110 миллионов долларов. Кроме того, Boeing будет делать центральную ступень для ракеты SLS, которая недавно прошла успешные испытания и станет, пожалуй, самой мощной ракетой в истории освоения космоса.

Тем временем United Launch Alliance, совместное предприятие Boeing и Lockheed Martin, продолжает делать ракеты Atlas-V, платформу, на которой несколько коммерческих предприятий планируют запускать свои космические аппараты или капсулы с экипажем.

Правда, главным вопросом остается то, сможет ли NASA поддерживать финансово эти компании долгое время?

Sierra Nevada Space Systems

Но мы будем говорить о Dream Chaser, коммерческом транспортном средстве Sierra Nevada, запланированном для перевозки до семи астронавтов и груза на Международную космическую станцию и обратно. Компания надеется, что многоразовый мини-шаттл, который можно будет запускать с земли с помощью ракеты и который будет летать подобно самолету, застолбит значительный сегмент космического туризма. Пока же Dream Chaser проходит активные испытания.

Чтобы перейти от малых спутников к управляемым космическим аппаратам, Sierra Nevada собрала «команду мечты» вместе с партнерами из Draper Laboratory, Научно-исследовательского центра Лэнгли при NASA, Boeing и United Launch Alliance.

Должно быть, Sierra Nevada все делает правильно. В 2010 году компания взяла на себя 20 миллионов долларов из 50 миллионов финансирования предварительных разработок NASA. В 2011 году NASA добавила еще 80 миллионов долларов во втором раунде финансирования. Более того, ее гибридные ракетные двигатели, которые несли SpaceShipOne к победе в Ansari X Prize, также работают и на SpaceShipTwo в его успешных сверхзвуковых испытательных полетах.

SpaceX

Будучи темной лошадкой долгое время, SpaceX удивила всех. Заключив контракт на 1,6 миллиарда долларов по доставке грузов на Международную космическую станцию с NASA, компания установила еще один рекорд, став первым частным космическим предприятием, которое будет доставлять беспилотные космические аппараты на МКС. Кроме того, компания участвует в гонке с Boeing, Lockheed Martin и другими компаниями за доставку живых членов экипажа МКС.

Не так давно в результате запланированной перегрузки самоуничтожилась ракета F9R, которая должна положить начало первым многоразовым ракетам в истории освоения космоса.

Orbital Sciences

Как и многие другие компании в космической гонке, Orbital Sciences претерпела ряд неудач: в июне 2011 года во время наземного теста загорелся двигатель ее аппарата, и NASA отказалась от финансирования космического корабля Prometheus, вследствие чего компании пришлось отказаться от проекта вообще.

Тем не менее среди претендентов на новую космическую гонку Orbital остается довольно сильной. Она разрабатывает систему аварийного прекращения запуска для капсулы Orion и остается в доле будущих начинаний космического агентства. Orbital, пережившая непостоянные космические бюджеты с 1982 года, знает, как сохранить чашу весов в свою пользу. Это хороший урок для любого претендента, который хочет выжить и процветать в новой космической эпохе.

7 российских стартапов в аэрокосмической отрасли

Научная карьера и стабильная зарплата — можно ли их совместить?

Кредиты под залог интеллектуальной собственности — для МСП и не только

Премии Horizon Prizes: €1-10 млн от ЕС за прорывные инновационные технологии

В аэрокосмической отрасли работают не только крупные компании. Малые инновационные предприятия тоже находят свое место на этом рынке. А что могут предложить инвесторам стартапы, и кто их потребитель? Об этом они сами рассказывают на питч-сессиях. В рамках форума Inspace Forum-2018 свои разработки в сфере космоса и авиации представили 7 российских предпринимателей.

Учебно-тренировочный аэрофотосъемочный беспилотный комплекс

Компания «Съемка с воздуха» представила учебный беспилотный комплекс «ГеоДрон» . Он решает проблемы в сфере образования: отсутствие программ для обучения специалистов по аэрофотосъемке, нехватка методических материалов и пособий, высокая стоимость оборудования, которая не позволяет давать его студентам.

Разработка предназначена для использования в вузах, а также для небольших аэросъемок на малых предприятиях и для повышения квалификации специалистов в больших компаниях. Сфера применения — самая широкая. В нее входит сельское хозяйство, дорожное строительство, кадастровый учет, мониторинг при чрезвычайных ситуациях.

В комплекте поставки — самолет, система управления беспилотным летательным аппаратом ( БПЛА), обучающие материалы и инструкции, фотограмметрический пакет и ГИС-спутник, а также программное обеспечение для планирования полета.

«Нет понимания, как производить полный цикл работ до результата. Вроде бы есть беспилотник, а как сдать межевой кадастровый план в Росреестр — мало кто знает», — прокомментировал генеральный директор ООО “Съемка С Воздуха” Вячеслав Барбасов. При этом развитие индустрии беспилотных авиационных систем стоит среди основных целей дорожной карты рынка «Аэронет» Национальной технологической инициативы.

Компания также запустила отраслевой портал «Российские беспилотники», на котором может зарегистрироваться любой желающий.

Тренажер для международной космической станции

На питч-сессии форума представили тренажер для космонавтов. На Международной космической станции (МКС) сейчас установлены беговая дорожка, велотренажер, а также специальные космические тренажеры ARED с набором цилиндров, дисков и резиновых соединений. Однако, как считает изобретатель Зиннур Ахметов, они не обеспечивают комплексной динамичной тренировки всей опорно-двигательной системы. Он предлагает альтернативную конструкцию космического тренажера.

В ноябре 2017 года устройство было запатентовано как «Биокинетический тренажер Ахметова для укрепления опорно-двигательной системы человека в условиях невесомости». Как сообщается в аннотации к изобретению, в условиях невесомости у человека ухудшается координация движений, ослабляется сердечно-сосудистая система, нарушается обмен веществ, мышцы атрофируются, кости теряют прочность. Поэтому человеку в космосе необходима физическая активность. Биокинетический тренажер способен в определенной мере имитировать гравитацию и поддерживать в норме опорно-двигательный аппарат человека.

Компания производит и тренажеры для применения на земле, которые используются в некоторых реабилитационных центрах. Они осуществляют принцип движения четвероногих позвоночных путем качания конечностями. А тренажер для космонавтов основан на принципе вращения и состоит из двух педалей для рук и для ног, соединенных между собой.

«Кинематика обеспечивает синхронное координированное движение рук и ног, за счет чего достигается высокая эффективность разработки мышц. Работает всё тело», — объяснил изобретатель. Он добавил, что поскольку патент получен недавно, дизайн продукта пока еще разрабатывается.

Беспилотный комплекс для исследования состояния дорог с воздуха

Еще один проект в сфере БПЛА — беспилотный комплекс «Missioner» для диагностики и паспортизации автомобильных дорог.

Сейчас эта задача решается с помощью мобильных лабораторий, которые имеют невысокую производительность: от 20 км за смену при стоимости от ₽25 тыс./км. Гораздо быстрее и дешевле эту задачу можно решать с помощью беспилотного летательного комплекса, считают авторы разработки. Комплекс «Missioner» будет исследовать 700 км за то же время, требуя при этом ₽5 тыс./км.

На борту беспилотника установлены фотооборудование и радар подстилающей поверхности. Комплекс летит над дорогой и сканирует ее вместе с прилегающей территорией и зондирует почву под дорогой на глубине до 5 метров. Он определяет подтопления, разрушения, состояние коммуникаций.

Читайте также:  Как оформить шторами прямоугольное окно-двойку

«Продукт находится в состоянии прототипа, носитель и радар изготовлены и проходят испытания», — сообщил руководитель проекта Вячеслав Андреев.

Компания-разработчик является резидентом бизнес-инкубатора IT-парка (г. Казань). Проект развивается в рамках партнерства с Ярославским государственным университетом им. Демидова.

Мощные лазеры для космических исследований

Компания Endurance представила мощные лазерные насадки для 3D-принтеров и ЧПУ-станков. Линейка лазеров мощность 2-10 Вт предназначена д ля лазерной резки и для лазерной гравировки практически любой поверхности. Продукция нужна энтузиастам и небольшим мастерским . Казалось бы, причем здесь космос?

Как сообщил глава компании Георгий Фомичев, технологию можно использовать в индустрии беспилотников. Кроме того, предприятие принимает участие в развитии науки: «К нам поступают заявки от многих университетов, в основном американских, на проведение исследований. Обращался субконтрактор NASA: они хотят, чтобы мы нашими лазерами освещали Марсианскую поверхности и определяли химический состав».

По словам спикера, в отличие от китайских аналогов, лазеры Endurance способны беспрерывно работать 48 часов при сроке жизни около 10000 часов, то есть больше года. «У нас неплохие показатели продаж: за 3 месяца этого года мы продали больше, чем за 2015, 2016 и 2017 года вместе взятые, — сообщил Георгий Фомичев. — А на изготовление флагманского 10-ваттного лазера выстроилась очередь из клиентов » .

В проект вложено больше ₽10 млн собственных средств и средств партнеров, но команда хочет привлечь еще ₽40 млн — как сказал спикер, «на будущий скачок». Есть планы по доработке лазеров, чтобы увеличить их мощность и снизить стоимость. Компания уже нашла в Белоруссии партнеров, которые сделают юстировку на основе оптоволокна.

Платформа для сверхмалых космических аппаратов

Лаборатория «Астрономикон» решает з адачу — упростить исследовательским коллективам доступ в космическое пространство. Для этого уже создаются сверхмалые космические аппараты (СМКА) формата CubeSat, которые могут поместиться на ладони. Компания разработала для них специальную платформу «Синергия».

Сейчас на рынке представлено около 1000 разнообразных конструкций для наноспутников. Но некоторые из них не выдерживают ударных нагрузок и ломаются, а другие неудобны при подключении. «Астрономикон» старается учитывать все эти нюансы в своих разработках.

Основными потребителями компания видит, во-первых, образовательные и исследовательские организации, а во-вторых, технологические стартапы. При этом разработчики тестируют различные бизнес-модели. По словам руководителя лаборатории Дениса Малыгина , предоставление услуг на таких аппаратах оказалось гораздо выгоднее, чем их продажа. Разница по некоторым финансовым показателям достигает 30 раз. « Области применения, на которые мы нацелены, — это отработка технологий и проведение космических экспериментов », — сообщил спикер.

«Астрономикон» планирует участвовать со своей платформой «Синергия» в нескольких научных проектах. Среди них — исследование радиационных эффектов в интегральных схемах в космосе; исследование радиационного поля тяжелых заряженных частиц и единичных событий с помощью специального сенсора; фильтрация помех для АИС на базе платформы в пределах низкой околоземной орбиты. Интересная инициатива — создание орбитального хранилища данных («флешка на орбите»). Все эти проекты развиваются в партнерстве с российскими вузами и научно-исследовательскими организациями.

Комплекс метеозондирования с помощью беспилотного летательного аппарата

Мобильный комплекс метеозондирования «ЭкоМониторинг» помогает экологическим и пожарным службам. Он создан для оперативного анализа окружающей среды, оценки техногенных факторов и прогнозирования в сложных условиях в режиме реального времени. Например, он может использоваться при крупных пожарах на промышленных объектах, когда требуется быстро оценить угрозу для здоровья жителей окрестных районов и оперативно оповестить их. ​

Комплект состоит из трех компонентов: метеозонда, приемной станции и беспилотного летательного аппарата. Метеозонд измеряет температуру, давление, влажность и концентрацию угарного газа.

Комплекс будет работать быстрее стационарных метеостанций и проникнет в труднодоступные точки. Чтобы проанализировать воздух, беспилотник зависает над объектом на несколько минут. «Хватает одной минуты, чтобы узнать скорость и радиус распространения химического состава», — рассказала соавтор проекта Виктория Бояршинова.

Сейчас разработан опытный образец метеозонда и проведен ряд испытаний. Метеокомплексы планируется производить малыми партиями, исходя из спроса (около 120 единиц в год).

В команду стартапа «ЭкоМониторинг» входят две студентки Московского авиационного института: инженер-разработчик Виктория Бояршинова и финансовый аналитик Дарья Перепелюк. В 2017 году они вошли в число финалистов всероссийского конкурса «Инновационная радиоэлектроника». Его организатор ЦНИИ «Электроника» оказывает команде финансовую и информационную поддержку. «По нашим подсчетам, мы сможем охватить около 2% российского рынка метеооборудования», — сообщила Виктория Бояршинова.

Приложение для определения времени на других планетах

Среди технологических аэрокосмических стартапов было представлено мобильное приложение GalaxTime. О нем рассказал Антон Бураков, представитель компании Fora Robotics.

«В 2014 году я читал Айзека Азимова про приключения на планетах солнечной системы. И когда там говорилось «8 часов вечера на Венере», я подумал, что не существует стандарта настройки времени на других планетах», — объяснил идею разработчик.

Через полгода он выпустил продукт — приложение для Android, в котором можно узнать о времени на любой планете. Там предустановлено время Марса, Сатурна и Татуина из «Звездных войн» в качестве шутки. Программа также показывает температуру и погодные явления на другой планете и может пересчитать возраст пользователя по внеземному времени. «Например, мне 34 года на Земле, но Марсе мне 18, на Венере 55, а на Сатурне 1 год», — объяснил Антон Бураков.

По словам разработчика, идею этого бесплатного приложения можно коммерциализировать, продавая детские обучающие программы. Есть и более смелое предложение: «Можно создать институт стандартов внеземного времени, и он будет таким же монополистом в этой сфере, как Международный олимпийский комитет — в спорте».

Основной аргумент критиков — «это пока еще не нужно». «Тогда не нужно изучать солнечную систему, потому что в ближайшее время мы далеко не полетим», — отвечает им Антон Бураков. Его проекту есть куда развиваться: автор предполагает создать в поддержку приложения сайт «Узнай время на другой планете» и запустить производство физических часов с внеземным циферблатом.

Материал подготовлен редакцией 4science

Пилотируемые перспективы. Проекты космических кораблей ближайшего будущего

В 2011 году США прекратили эксплуатацию комплекса Space Transportation System с многоразовым кораблем Space Shuttle, в результате чего единственным средством доставки космонавтов на Международную космическую станцию стали российские корабли семейства «Союз». В течение нескольких следующих лет такая ситуация будет сохраняться, а после ожидается появление новых кораблей, способных конкурировать с «Союзами». Новые разработки в области пилотируемой космонавтики создаются как в нашей стране, так и за рубежом.

За последние десятилетия российская космическая отрасль несколько раз предпринимала попытки создания перспективного пилотируемого корабля, пригодного для замены «Союзов». Однако эти проекты до сих пор не привели к ожидаемым результатам. Самой новой и многообещающей попыткой заменить «Союз» является проект «Федерация», предлагающий строительство многоразовой системы в пилотируемом и грузовом исполнении.

В 2009 году ракетно-космическая корпорация «Энергия» получила заказ на проектирование космического аппарата, обозначенного как «Перспективная пилотируемая транспортная система». Название «Федерация» появилось только через несколько лет. До недавнего времени РКК «Энергия» занималось разработкой требуемой документации. Строительство первого корабля нового типа началось в марте прошлого года. Вскоре готовый образец приступит к испытаниям на стендах и полигонах.

В соответствии с последними оглашенными планами, первый космический полет «Федерации» состоится в 2022 году, и корабль отправит на орбиту груз. На 2024-й запланирован первый полет с экипажем на борту. Уже после проведения требуемых проверок корабль сможет выполнить более смелые миссии. Так, во второй половине следующего десятилетия могут состояться беспилотный и пилотируемый облеты Луны.

Корабль, состоящий из многоразовой возвращаемой грузопассажирской кабины и одноразового агрегатно-двигательного отсека, сможет иметь массу до 17-19 т. В зависимости от поставленных целей и полезной нагрузки, он сможет брать на борт до шести космонавтов или 2 т груза. При возвращении в спускаемом аппарате может находиться до 500 кг груза. Известно о проработке нескольких версий корабля для решения разных задач. Имея соответствующую конфигурацию, «Федерация» сможет отправлять на МКС людей или грузы, либо работать на орбите самостоятельно. Также корабль предполагается использовать в будущих полетах к Луне.

Американская космическая отрасль, несколько лет назад оставшаяся без «Шаттлов», возлагает большие надежды на перспективный проект Orion, представляющий собой развитие идей закрытой программы Constellation. К разработке этого проекта привлечены несколько ведущих организаций, как американских, так и зарубежных. Так, за создание агрегатного отсека отвечает Европейское космическое агентство, а строить такие изделия будет компания Airbus. Американская наука и промышленность представлены агентством NASA и компанией Lockheed Martin.

Проект «Орион» в его нынешнем виде был запущен в 2011 году. К этому времени НАСА успело выполнить часть работ по программе Constellation, но от нее пришлось отказаться. Определенные наработки перешли из этого проекта в новый. Уже 5 декабря 2014 года американским специалистам удалось провести первый испытательный запуск перспективного корабля в беспилотной конфигурации. Новые запуски пока не проводились. В соответствии с установленными планами, авторы проекта должны завершить необходимые работы, и только после этого можно будет начать новый этап испытаний.

Согласно актуальным планам, новый полет корабля Orion в конфигурации космического грузовика состоится только в 2019 году, после появления ракеты-носителя Space Launch System. Беспилотная версия корабля должна будет работать с МКС, а также выполнить облет Луны. С 2023 года на борту «Орионов» будут присутствовать астронавты. На вторую половину следующего десятилетия запланированы пилотируемые полеты большой продолжительности, в том числе с облетом Луны. В дальнейшем не исключается возможность использования системы Orion в марсианской программе.

Корабль с максимальной стартовой массой 25,85 т получит герметичный отсек объемом чуть менее 9 куб.м, что позволит ему перевозить достаточно крупные грузы или людей. На орбиту Земли можно будет доставлять до шести человек. «Лунный» экипаж будет ограничен четырьмя астронавтами. Грузовая модификация корабля будет поднимать до 2-2,5 т с возможностью безопасного возвращения меньшей массы.

В качестве альтернативы для корабля Orion может рассматриваться аппарат CST-100 Starliner, разрабатываемый компанией Boeing в рамках программы NASA Commercial Crew Transportation Capability. Проект предусматривает создание пилотируемого корабля, способного доставлять на орбиту и возвращать на землю несколько человек. За счет ряда особенностей конструкции, в том числе связанных с одноразовым применением техники, предполагается оснастить корабль сразу семью местами для астронавтов.

«Старлайнер» создается с 2010 года компаниями Boeing и Bigelow Aerospace. Проектирование заняло несколько лет, и в середине текущего десятилетия предполагалось осуществить первый запуск нового корабля. Тем не менее, в связи с некоторыми затруднениями, испытательный старт несколько раз переносили. Согласно недавнему решению NASA, первый старт корабля CST-100 с грузом на борту должен состояться в августе текущего года. Кроме того, «Боинг» получил разрешение на выполнение пилотируемого полета в ноябре. По всей видимости, перспективный корабль в самое ближайшее время будет готов к испытаниям, и новые изменения графика уже не понадобятся.

От других проектов перспективных пилотируемых космических кораблей американской и зарубежной разработки «Старлайнер» отличается более скромными целями. По задумке создателей, этот корабль должен будет доставлять людей на МКС или на другие перспективные станции, разрабатываемые в настоящее время. Полеты за пределы земной орбиты не планируются. Все это снижает требования к кораблю и, как следствие, позволяет добиться заметной экономии. Меньшая стоимость проекта и сокращенные расходы на доставку астронавтов могут быть неплохим конкурентным преимуществом.

Характерной чертой корабля CST-100 являются достаточно большие размеры. Обитаемая капсула будет иметь диаметр чуть более 4,5 м, а полная длина корабля превысит 5 м. Полная масса – 13 т. Следует отметить, что крупные габариты будут использоваться для получения максимального внутреннего объема. Для размещения аппаратуры и людей разработан герметичный отсек объемом 11 куб.м. В нем можно будет установить семь кресел для астронавтов. В этом отношении корабль Starliner – если ему удастся дойти до эксплуатации – может стать одним из лидеров.

Несколько дней назад агентство НАСА также определило сроки новых испытательных полетов космических кораблей от компании SpaceX. Так, на декабрь 2018 года назначен первый тестовый запуск пилотируемого корабля типа Dragon V2. Это изделие представляет собой переработанный вариант уже используемого «грузовика» Dragon, способный перевозить людей. Разработка проекта началась достаточно давно, но только сейчас он приближается к испытаниям.

Проект Dragon V2 предусматривает использование переработанного грузового отсека, адаптированного для перевозки людей. В зависимости от требований заказчика, как утверждается, такой корабль сможет поднимать на орбиту до семи человек. Подобно своему предшественнику, новый «Дракон» будет многоразовым, и сможет совершать новые полеты после небольшого ремонта. Разработка проекта ведется в течение нескольких последних лет, но испытания еще не начались. Только в августе 2018 года SpaceX впервые запустит Dragon V2 в космос; этот полет пройдет без астронавтов на борту. Полноценный пилотируемый полет, в соответствии с указаниями NASA, запланирован на декабрь.

Компания SpaceX известна своими смелыми планами в отношении любых перспективных проектов, и пилотируемый космический корабль не является исключением. Сначала Dragon V2 предполагается использовать только для отправки людей на МКС. Также возможно использование такого корабля в самостоятельных орбитальных миссиях продолжительностью до нескольких суток. В отдаленном будущем планируется отправить корабль к Луне. Более того, с его помощью хотят организовать новый «маршрут» космического туризма: аппараты с пассажирами на коммерческой основе будут совершать облет Луны. Впрочем, это все пока является делом отдаленного будущего, а сам корабль еще даже не успел пройти все необходимые испытания.

При средних размерах корабль Dragon V2 имеет герметичный отсек объемом 10 куб.м и 14-кубовый отсек без герметизации. По данным компании-разработчика, он сможет доставлять на МКС чуть более 3,3 т груза и возвращать на Землю 2,5 т. В пилотируемой конфигурации в кабине предлагается устанавливать семь кресел-ложементов. Таким образом, новы «Дракон» сможет, как минимум, не уступать конкурентам по характеристикам грузоподъемности. Преимущества экономического характера предлагается получить за счет многоразового использования.

Космический корабль Индии

Вместе со странами-лидерами космической отрасли свои варианты пилотируемых космических кораблей пытаются создать и другие государства. Так, в ближайшем будущем может состояться первый полет перспективного индийского корабля с космонавтами на борту. Индийская организация космических исследований (ISRO) с 2006 года работает над собственным проектом корабля, и уже выполнила часть требуемых работ. По неким причинам, этот проект еще не получил полноценного обозначения и пока известен как «космический аппарат от ISRO».

Читайте также:  Цвет стен в гостиной: практические советы по созданию гармоничной палитры

Согласно известным данным, новый проект ISRO предусматривает строительство сравнительно простого, компактного и легкого пилотируемого аппарата, похожего на первые корабли зарубежных стран. В частности, имеется определенное сходство с американской техникой семейства Mercury. Часть проектных работ была завершена еще несколько лет назад, и 18 декабря 2014 года состоялся первый запуск корабля с балластным грузом. Когда новый корабль доставит на орбиту первых космонавтов – неизвестно. Сроки этого события несколько раз смещались, и пока данные на этот счет отсутствуют.

Проект ISRO предлагает строительство капсулы массой не более 3,7 т с внутренним объемом в несколько кубических метров. С ее помощью планируется доставлять на орбиту трех космонавтов. Заявлена автономность на уровне недели. Первые миссии корабля будут связаны с нахождением на орбите, маневрированием и т.д. В дальнейшем индийские ученые планируют парные запуски со встречей и стыковкой кораблей. Впрочем, до этого пока еще далеко.

После освоения полетов на околоземную орбиту Индийская организация космических исследований предполагает создать несколько новых проектов. В планах создание многоразового корабля нового поколения, а также пилотируемые полеты к Луне, которые, вероятно, будут выполняться при сотрудничестве с зарубежными коллегами.

Проекты и перспективы

Перспективные пилотируемые космические корабли сейчас создаются в нескольких странах. При этом речь идет о разных предпосылках к появлению новых кораблей. Так, Индия намерена разработать первый собственный проект, Россия собирается заменить имеющиеся «Союзы», а Соединенные Штаты нуждаются в отечественных кораблях с возможностью перевозки людей. В последнем случае проблема проявляется так ярко, что NASA вынуждено разрабатывать или сопровождать сразу несколько проектов перспективной космической техники.

Несмотря на разные предпосылки к созданию, перспективные проекты почти всегда имеют схожие цели. Все космические державы собираются поставить в эксплуатацию новые собственные пилотируемые корабли, пригодные, как минимум, для орбитальных полетов. Одновременно с этим большая часть нынешних проектов создается с учетом достижения новых целей. После тех или иных доработок некоторые из новых кораблей должны будут выйти за пределы орбиты и отправиться, как минимум, к Луне.

Любопытно, что большая часть первых запусков новой техники запланирована на один и тот же период. С конца текущего десятилетия и до середины двадцатых годов сразу несколько стран намерены проверить на практике свои новейшие разработки. В случае получения желаемых результатов космическая отрасль заметно изменится к концу следующего десятилетия. Кроме того, благодаря предусмотрительности разработчиков новой техники, космонавтика получит возможность не только работать на орбите Земли, но и совершать полеты к Луне или даже готовиться к более смелым миссиям.

Перспективные проекты пилотируемых космических кораблей, создаваемых в разных странах, еще не успели дойти до стадии полноценных испытаний и полетов с экипажем на борту. Тем не менее, уже в этом году состоится несколько таких запусков, и в будущем такие полеты продолжатся. Развитие космической отрасли продолжается и дает желаемые результаты.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://energia.ru/
http://space.com/
https://roscosmos.ru/
https://nasa.gov/
http://boeing.com/
http://spacex.com/
http://hindustantimes.com/

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Космические амбиции: самые грандиозные проекты освоения Вселенной

21 июля исполнится 50 лет с того дня, как люди впервые ступили на поверхность Луны: Нил Армстронг совершил «маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества». В 1969 году это было немыслимо, но в истории освоения космоса есть много примеров поистине грандиозных программ.

Миссия «Аполлон-11», доставившая на Луну Нила Армстронга, Эдвина Олдрина и Майкла Коллинза, готовилась в атмосфере тотального цейтнота: в 1962 году президент Кеннеди заявил, что первый американец шагнет на Луну уже в 1960-х, однако к концу десятилетия США заметно отставали от СССР в лунной гонке. Поэтому, когда стало понятно, что эпохальное событие все же свершится, за приготовлениями исторической экспедиции пристально следили документалисты, фиксировавшие каждую мелочь на пленку.

Некоторые из этих архивных кадров были оцифрованы недавно: их еще никогда не демонстрировали широкой публике, но в честь полувекового юбилея их представят в фильме «Аполлон: найденные видео», который выйдет на Discovery Channel 21 июля в 22:00. Рассказываем об этой исторической миссии, а также о других амбициозных программах освоения Вселенной. Новая эра человечества: «Спутник-1».

4 октября 1957 года

На фоне сложнейших пилотируемых миссий и высокотехнологичных многомодульных космических станций запуск первого простейшего спутника Земли может показаться не столь грандиозным событием, но в историческом разрезе его масштаб сложно переоценить. Советский аппарат «Спутник-1», стартовавший с Байконура 4 октября 1957 года, открыл космическую эру в развитии цивилизации: с него и началось активное освоение внеземного пространства.

Советским инженерам и конструкторам — Сергею Королеву, Мстиславу Келдышу, Михаилу Тихонравову, Николаю Лидоренко, Борису Чекунову — приходилось действовать, полагаясь исключительно на свои знания и предположения, поскольку до них еще никто ничего подобного не делал, не было солидной устоявшейся научно-технической базы и накопленного международного опыта.

На «Спутник-1» не возлагали сверхсложных задач: ему предстояло проверить стартовые расчеты инженеров и то, как будет работать аппаратура в новых условиях, исследовать радиоволны передатчика и плотность верхних слоев атмосферы. «Спутник-1» представлял собой металлическую сферу диаметром 58 см с четырьмя внешними штырьковыми радиоантеннами.

«Спутник-1» / ©NSSDC / NASA

Для максимальной видимости поверхность сферы была отполирована до блеска. «Спутник-1» двигался со скоростью около 29 тысяч километров в час, и на каждый виток вдоль орбиты уходило 96,2 минуты. Он посылал сигналы в течение 21 дня, после чего батарейки передатчика разрядились, а сам спутник сгорел 4 января 1958 года в верхних слоях атмосферы Земли.

Запуск «Спутника-1» не только открыл новую эру в истории человечества, но и дал старт космической гонке между СССР и США, а также дальнейшим политическим, военным, технологическим и научным разработкам.Человек на Луне: «Аполлон-11».

21 июля 1969 года

После того как СССР успешно запустил первый искусственным спутник Земли, первого человека в космос, получил первые фотографии обратной стороны Луны в ходе миссии «Луна-3» и, пусть непреднамеренно, но вывел первый спутник на гелиоцентрическую орбиту, стало понятно, что США серьезно отстают в космической гонке.

Поэтому в 1962 году президент Кеннеди объявил, что американцы окажутся на Луне уже до конца этого десятилетия — то есть в течение ближайших семи лет. Лунная программа пилотируемых космических полетов НАСА получила название «Аполлон» и стала национальной идеей, работа над которой велась рекордными темпами. Однако после трагедии на старте первого корабля программы — «Аполлон-1», — во время которой при пожаре погибли три астронавта, подготовку пришлось приостановить на 21 месяц.

Базз Олдрин на Луне

Это означало, что к концу 1968 года у США оставалось всего 12 месяцев, чтобы совершить практически невозможное: в предельно сжатые сроки успеть осуществить успешную высадку на Луну. Генеральными репетициями главного события стали три последовательные миссии — «Аполлон-8» (21 декабря), совершивший первый пилотируемый облет вокруг Луны, «Аполлон-9» (3 марта) и, наконец, «Аполлон-10».

Ни одна из этих миссий, разумеется, не включала отработку сложнейших этапов экспедиции: высадку на Луну, пребывание на ее поверхности и обратный взлет. Поэтому экипажу «Аполлона-11» — Нилу Армстронгу, Эдвину Олдрину и Майклу Коллинзу — приходилось очень много тренироваться на наземных тренажерах, пытаясь предусмотреть все возможные сценарии.

16 июля 1969 года «Аполлон-11» стартовал с мыса Канаверал, и уже 20 июля экипаж посадил лунный модуль в юго-западном районе Моря Спокойствия. Вскоре, 21 июля в 02:56, командир корабля шагнул на поверхность Луны — Нил Армстронг сделал свой «маленький шаг для одного человека и гигантский скачок для всего человечества».

Через 15 минут за ним последовал и пилот Эдвин «Базз» Олдрин, а Майкл Коллинз остался на окололунной орбите. Астронавты провели на Луне в общей сложности 21 час 36 минут и собрали более 21 килограмма образцов грунта, которые были доставлены на Землю. Впрочем, лунная порода не была самоцелью миссии: грандиозным замыслом НАСА было произвести высадку на Луну, чтобы впервые в истории цивилизации человек шагнул на поверхность другого астрономического объекта.

За невероятным событием следило 600 миллионов человек во всем мире, а каждый шаг финальной подготовки полета документировали на пленку. Узнать, как НАСА шаг за шагом реализовывало миссию, можно 21 июля в 22:00 из программы Discovery Channel «Аполлон: найденные видео», куда вошли некоторые ранее не известные архивные кадры, снятые в ходе подготовки экспедиции.

Самый дорогой проект человечества: МКС. 20 ноября 1998 года

Ни один инфраструктурный, строительный или научный проект не может сравниться с Международной космической станцией ни по своему беспрецедентному размаху, ни по амбициозности замысла: на возведение МКС в сумме было потрачено свыше 150 миллиардов долларов.

Она была запущена в 1998 году и по предварительному плану должна была прослужить до 2024 года, однако сегодня речь идет о том, чтобы продлить эксплуатацию еще на шесть лет. Кроме того, МКС стала программой международного сотрудничества, объединившей сразу 15 стран, среди которых оказались Россия и США — давние соперники в космической гонке.

МКС — крупногабаритная управляемая многомодульная станция, блоки которой поочередно доставлялись на орбиту. Конфигурацию станции утвердили в 1996 году: она должна была состоять из российского сегмента, в основу которого лег модернизированный проект орбитальной станции четвертого поколения «Мир-2», и американского (в этот сегмент внесли вклад также Япония, Италия, Канада, Бразилия и Европейское космическое агентство).

Международная космическая станция / ©NASA

Уже в 1998 году Россия отправила на орбиту первый модуль — функционально-грузовой блок «Заря», который на первых порах использовался для энергоснабжения, поддержания температуры и управления курсом; вслед за ним был запущен американский соединительный модуль «Юнити».

Дальше станция собиралась, как конструктор, и в разное время сюда было доставлено 15 модулей — служебных, лабораторных, соединительных, научных, складских, жилых, снабженческих и экспериментальных. Первые люди взошли на МКС в декабре 1998 года, и с тех пор станция постоянно обитаема, экипажи доставляются сюда регулярно: всего за 20 с лишним лет эксплуатации на станции побывало более 230 астронавтов.

МКС служит в качестве грандиозной лаборатории, где в уникальных условиях микрогравитации, вакуума, космических излучений, не ослабленных земной атмосферой, члены экипажа проводят эксперименты в области биологии, физики, астрономии, метеорологии и других научных дисциплин.

Станция также подходит для испытаний систем космического корабля и оборудования, необходимого для полетов на Луну и Марс, а установленный на МКС детектор AMS-02 был спроектирован для определения среди космического излучения доли античастиц, то есть для поиска темной материи.На чистом частном энтузиазме: «Берешит».

22 февраля 2019 года

Грандиозные проекты обычно предполагают правительственную поддержку и участие крупных государственных организаций, в первую очередь национальных космических агентств.

Сложно представить, что масштабные программы по запуску спутников и орбитальных станций, высадки человека на Луне и исследования обитаемой зоны могут инициироваться, финансироваться и курироваться частными лицами. Однако история команды, 22 февраля 2019 года запустившей космический аппарат «Берешит», опровергает этот стереотип.

Космический аппарат «Берешит» / ©Википедия

Аппарат, созданный частной компанией SpaceIL с участием концерна «Авиационная промышленность Израиля», стал первым космическим аппаратом для посадки на Луну, построенным на частные инвестиции. Все началось с конкурса Google Lunar X Prize, объявленного в 2007 году: по условиям премии, приз в 25 миллионов долларов должна была получить команда, которая представит луноход, способный совершить мягкую посадку на спутник Земли, передвигаться по поверхности и передавать изображения и видео в высоком разрешении.

В интервью для фильма Discovery Channel «Секунды до прилунения» основатель компании SpaceIl, инженер Ярив Баш, рассказывает, что он сразу заинтересовался идеей и просто написал на своей странице в социальной сети: «Кто хочет отправиться на Луну?». Отозвалось двое: 23-летний биофизик Йонатан Вайнтрауб и 27-летний программист Кфир Дамари.

Поскольку всем троим не было и 30 лет, а также из-за отсутствия серьезных практических знаний и опыта, заявку команды мало кто воспринимал всерьез, а планы по созданию лунохода называли утопическими, если не авантюрными. Впрочем, по мере продвижения вперед сомнения скептиков развеивались: появилась надежда, что вскоре Израиль сможет стать четвертой страной, совершившей посадку на Луне.

За прогрессом команды и успехами инженеров следила вся страна, а запуск «Берешита» с мыса Канаверал в феврале 2019 года собрал у экранов зрителей со всего мира. Однако «Берешиту» не хватило считанных секунд, чтобы принести своей стране звание «лунной» державы: он разбился о поверхность Луны, но еще на подлете успел передать на Землю несколько снимков.

Узнать больше об истории команды энтузиастов, о том, как проходила работа над первым частным лунным аппаратом, а также о причинах его крушения можно в фильме «Секунды до прилунения», который покажут 18 июля в 19:00 в московском Музее космонавтики в рамках «Лунной недели» и 20 июля в 22:00 на Discovery Channel.

И на Марсе будут яблони цвести: будущая программа озеленения красной планеты

Пожалуй, одна из самых фантастических программ освоения космоса сейчас реализуется в США: это проект «Передовые инновационные концепции НАСА», который финансово поддерживает прогрессивные разработки и инициативы по исследованию других астрономических объектов.

Представить свой проект может любой желающий, главное, чтобы план был хотя бы в далекой перспективе технически выполним, а не полностью абстрактен. В 2017 году было отобрано 15 заявок, одной из наиболее интересных среди которых стал план по озеленению Марса.

Этапы озеленения Марса. Художественная интерпретация / ©Daein Ballard

Автор программы — Адам Эркин из Калифорнийского университета. По его замыслу, необходимо вывести микроорганизмы, которые сделают почву Марса менее ядовитой и в то же время смогут служить удобрением. Прежде всего необходимо обезвредить перхлораты, содержащиеся в марсианском грунте: это токсичные производные хлорной кислоты, которые были обнаружены аппаратами «Феникс» и «Кьюриосити».

Ученые надеются, что уже накопленные знания о свойствах марсианской почвы очень помогут им продвинуться в исследованиях. Этих данных должно хватить, чтобы воссоздать реалистичные условия в лаборатории на Земле.

В специальной камере для роста микробов будут воссозданы параметры окружающей среды, соответствующие марсианским: например, давление от 10 кПа, температура от -60 градусов до 40 градусов, интенсивность света до 25 клк, ультрафиолетовое излучение. Команда Эркина планирует изучить, как и какие генетические механизмы обеспечивают выживание, рост и активность в этих условиях, чтобы в будущем превратить безжизненную планету в зеленый сад.

Читайте также:  25 идей кухонь в стиле контемпорари и советы по их оформлению: создаем яркое настроение своими руками

Аэрокосмические проекты, каждый из которых стоит больше 1 миллиарда долларов

Многие богаты страны тратят на аэрокосмические мегапроекты колоссальные деньги. Каждый из десятки проектов, о которых пойдёт речь в этом обзоре, стоят более 1 миллиарда долларов каждый.

Сегодня ведётся много споров о том, насколько безопасны эти проекты для людей, но недооценивать их масштаб и ценность для науки точно не получится.

1. Rockwell / B-1 Lancer

Аэрокосмический мегапроект: B-1 Lancer.

Rockwell B-1 Lancer – это четырехмоторный сверхзвуковой реактивный бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, используемый ВВС США. Он был впервые представлен в 1960-х годах как сверхзвуковой бомбардировщик со скоростью 2 Маха, который был предназначен для замены самолетов Boeing B-52 Stratofortress.

Позднее машина была модернизирована до модели B-1B со скоростью 1,25 Маха, но гораздо большей дальностью и высотой полета. ВВС США приняли B-1B в эксплуатацию в 1986 году в качестве ядерного бомбардировщика.

2. Boeing / B-52 Stratofortress

Аэрокосмический мегапроект: B-52 Stratofortress.

Boeing B-52 Stratofortress – самая долговременно существующая программа по выпуску бомбардировщиков в мире. Этот один из крупнейших военных самолетов в истории находился в эксплуатации не одно десятилетие. B-52 был спроектирован и построен Boeing и эксплуатируется ВВС США с 1950-х годов. Бомбардировщик способен перевозить до 32 000 кг оружия. Первый В-52 поднялся в воздух в 1952 году, а планируют его эксплуатировать, по крайней мере, до 2040 года.

3. Saab / JAS 39 Gripen

Аэрокосмический мегапроект: JAS 39 Gripen.

Saab JAS 39 Gripen – легкий одномоторный многоцелевой истребитель, производимый шведской аэрокосмической компанией Saab с 1978 года. Ориентировочная стоимость проекта составляет 19 миллиардов долларов США.

4. Northrop Grumman / B-2 Spirit

Аэрокосмический мегапроект: B-2 Spirit.

Northrop Grumman B-2 Spirit – уникальный и мощный самолет-невидимка, предназначенный для проникновения через плотную противовоздушную оборону. Он способен переносить как обычное, так и ядерное оружие. B-2 имеет экипаж из двух человек и может нести на борту до 230 кг бомбы с дистанционным управлением JDAM GPS или шестнадцать ядерных бомб B83 весом 1 100 кг. B-2 – это единственный самолет, который может перевозить крупногабаритное противотанковое оружие класса «воздух-земля» в конфигурации «стелс».Туполев / Ту-144

Аэрокосмический мегапроект: Ту-144.

Ту-144 – первый сверхзвуковой транспортный самолет, изготовленный советской авиационной компанией «Туполев». Прототип поднялся в небо возле Москвы 31 декабря 1968 года, за два месяца до первого полета «Конкорда», и был принят в эксплуатацию 26 декабря 1970 года. Ту-144 был одним из последних коммерческих самолетов с тормозным парашютом.

6. Concorde

Аэрокосмический мегапроект: Concorde.

Concorde – сверхзвуковой пассажирский авиалайнер, который выпустили совместно французская компания Aérospatiale и британская корпорация British Aircraft Corporation. Первый полет был проведен в 1969 году, а в эксплуатацию Concorde поступил в 1976 году. Самолет совершал коммерческие рейсы в течение 27 лет.

7. Eurofighter / Typhoon

Аэрокосмический мегапроект: Typhoon.

Eurofighter Typhoon – двухдвигательный многоцелевой истребитель с треугольным крылом. Самолет разработан и построен консорциумом трех отдельных компаний – Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS, образовавших холдинговую компанию Eurofighter GmbH, в 1986 году.

8. Lockheed Martin / F-22 Raptor

Аэрокосмический мегапроект: F-22 Raptor.

F-22 Raptor – одноместный двухдвигательный истребитель пятого поколения, выпускаемый компанией Lockheed Martin, которая использует технологию «стелс». Он был разработан главным образом в качестве истребителя, обеспечивающего превосходство в воздухе, но при этом обладает дополнительными возможностями, которые включают атаку по наземным целям, радиоэлектронные атаки и разведывательные операции.

9. Airbus / A380

Аэрокосмический мегапроект: A380.

Airbus A380 – самый большой пассажирский самолет в истории. Он настолько огромный, что аэропорты приходилось перепроектировать для того, чтобы они были способны принимать подобные самолеты. А380 может вместить больше пассажиров и грузов, чем любой другой коммерческий авиалайнер.

Однако его разработчики утверждают, что они собираются еще более повысить его эффективность, а также уменьшить потребление топлива и уровень шума. Первый рейс А380 совершил 27 апреля 2005 года, а в октябре 2007 года был принят в коммерческую эксплуатацию компанией Singapore Airlines.

10. Антонов / Ан-225 Мрия

Аэрокосмический мегапроект: Ан-225 Мрия.

Антонов Ан-225 «Мрия» – самый длинный и тяжелый в мире самолет с максимальным взлетным весом 640 тонн. Он оснащен шестью турбовентиляторными двигателями, а также может похвастаться самым большим размахом крыльев среди всех летательных аппаратов, находящихся в эксплуатации.

Он был разработан для транспортировки российского космического корабля «Буран» Конструкторским бюро Антонова (штаб-квартира в Киеве, Украина) в 1980-х годах, где уже до этого создали огромный грузовой самолет Ан-124 «Руслан». Базовая конфигурация Ан-225 такая же, как у Ан-124, за исключением того, что Ан-225 длиннее, не имеет задней рампы и оснащен 32-колесной системой шасси.

«Сфера» всевластия: зачем России самый дорогой космический проект

Одним из самых амбициозных «космических» проектов России сегодня является «Сфера» — созвездие аппаратов глобальной системы связи и дистанционного зондирования Земли. В рамках проекта предполагается нарастить спутниковую группировку до 600 спутников, создать сверхтяжелую ракету и реализовать пилотируемую программу (скорее всего, речь идет о связке ракеты-носителя «Союз-5» и пилотируемого космического корабля «Федерация»). Всё это должно быть сделано до 2024 года, в течение ближайших шести лет. «Известия» изучили возможности реализации проекта.

По состоянию на конец I квартала 2018 года в мире работало 1886 космических аппаратов на орбите Земли. Разбивка по странам следующая: США — 859 аппаратов, Китай — 250, Россия — 146, остальные страны — 631 аппарат. Число в 600 спутников выглядит реалистичным, но для этого России нужно увеличить количество аппаратов на орбите примерно вчетверо, при этом США мы всё равно не догоним, у них только коммерческих спутников без малого 500.

Запуск ракеты-носителя «Союз-5» с космодрома Байконур

До 2018 года программа «Сфера» не упоминалась. Ранее говорилось только о проекте «Эфир», разрабатываемом «Российскими космическими системами». Та разработка была гораздо более массовой и всеобъемлющей, предполагалось создание всероссийской системы связи, для чего требовалось использование спутников как низкоорбитальных, так и стационарных, а также сотовые сети и атмосферные спутники — электросамолеты-беспилотники, способные месяцами летать в атмосфере на большой высоте.

Спустя два года появилась новая концепция, продолжающая тему «Эфира». Специалисты «Роскосмоса» предложили создать российскую глобальную спутниковую систему связи под рабочим названием «Глобальная многофункциональная инфокоммуникационная спутниковая система» (ГМИСС). Именно в таком виде в конце прошлого года ее и утвердила правительственная комиссия под руководством Дмитрия Медведева.

Окончательный облик спутниковой группировки «Эфир», способной обеспечить всю Россию связью и интернетом, определился к маю 2018 года. На тот момент предполагалось, что она будет состоять из 288 спутников с орбитой высотой 870 км и обладать способностью работать даже в случае отключения земной инфраструктуры. Согласно презентации, эта система «могла бы одновременно обеспечивать связью 10 тыс. единиц подвижных объектов транспорта, 10 тыс. точек коллективного доступа в интернет, 10 млн абонентов персональной связи и обеспечить порядка 1 млрд транзакций в сутки по защищенным каналам с минимальными задержками сигнала — от 5 до 15 миллисекунд».

Десять тысяч точек доступа — это, конечно, совсем не «обеспечить всю страну интернетом», но тоже вполне себе результат. Если использовать ее исключительно в государственных целях, то заявленных мощностей может хватить. Вопрос скорее в финансовых возможностях государства запустить и поддерживать подобную структуру. На тот момент предварительно озвучивались потребные для системы $5 млрд (299 млрд рублей). Сумма серьезная, и в рамках бюджета нынешней Федеральной космической программы она найтись не может просто никак.

Стенд государственной корпорации «Роскосмос» в «ЭкспоФоруме»

Стоит напомнить, что принятая в 2015 году Федеральная космическая программа была значительно урезана в 2016-м и на данный момент составляет примерно 1,4 трлн рублей. Нужно понимать, что это деньги, выделенные всей российской космонавтике на ближайшие 10 лет. Тут и разработка будущих ракет и космических кораблей, и производство требуемых сейчас носителей, и строительство и обслуживание космодромов. Итак, после урезания бюджета были закрыты или сильно редуцированы практически все значимые научные проекты, осталось только самое нужное.

И вот есть идея создавать «Эфир», который стоит чуть меньше чем четверть всего федерального космического бюджета. Без дополнительных вложений выглядит такая задача абсолютно нереальной.

Рождение «Сферы»

Не успели все удивиться предложению глобального «Эфира», как было объявлено об еще более глобальной и серьезной программе «Сфера». По проекту количество спутников связи в группировке было увеличено в более чем два раза — до 640 искусственных спутников связи и дистанционного зондирования Земли.

Сдвинулись и даты, предполагается, что запуск первой части спутников произойдет уже в 2022 году. Всё же 600 с лишним космических аппаратов должны оказаться на орбите до 2028 года. Пока нет даже точных данных, из каких именно спутников предполагается создавать группировку. Но с учетом сроков, а до 2022 года осталось всего три года, резонно предположить, что придется опираться на уже существующие аппараты. По некоторым предположениям, за основу могут взять космические аппараты серии «Гонец», сейчас такие используются для создания и поддержания российской многофункциональной системы персональной спутниковой связи (МСПСС).

Президент РФ Владимир Путин отвечает на вопросы россиян во время ежегодной специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным»

Стоимость одного такого аппарата сильно колеблется в зависимости от его модификации и для версии «Гонец-М» составляет в настоящее время от 500 млн рублей до 1 млрд. Даже если учесть эффект от масштаба, себестоимость только самих спутников системы «Сфера» может легко уйти за $5 млрд, вместе с разработкой, запусками и обслуживанием цена такой спутниковой группировки становится совсем заоблачной и космической.

А как у них?

Есть подобные проекты и вне России. Наиболее известны два, это Starlink от компании SpaceX под руководством миллиардера Илона Маска и OneWeb — британский проект, инвесторами которого выступают Airbus Group, Bharti Enterprises, Hughes Network Systems и другие крупнейшие компании. Если сравнивать с российским, то основное отличие в том, что зарубежные орбитальные группировки в первую очередь отличаются наличием хоть какой-то бизнес-модели.

Разнятся и источники финансирования. Для SpaceX это деньги самой компании и из других проектов Илона Маска, а также всё, что удастся насобирать у потенциальных инвесторов. У OneWeb еще круче — целый конгломерат коммерческих компаний. В случае же «Сферы» малореально, чтобы в создание вложился еще кто-то, помимо государства и подконтрольных ему компаний. Кроме того, бизнес-модель российского проекта пока вообще непонятна. Да и бизнес ли это или просто государственный проект с неясной до конца полезностью.

Отдельно стоит отметить, что зарубежные проекты стартовали достаточно громко под популистскими лозунгами «Интернет в каждый дом». Но после первого запуска компании SpaceX в феврале 2018 года, когда были выведены на орбиту два тестовых спутника, всё затормозилось. В настоящее время на конец 2018 года стоит первый запуск спутников проекта OneWeb с космодрома Куру во Французской Гвиане, но судя по отсутствию новостей, особенно касательно участия «Роскосмоса» в этом проекте, и у британцев тоже не всё так гладко и быстро.

SpaceX успешно запустила спутник PAZ на базе ВВС Ванденберг в Калифорнии

Для того чтобы в проект захотели вложиться сторонние компании, требуется прозрачная модель, четкая и грамотная юридическая платформа и прописанный бизнес-план. А вот с этим пока у проекта «Сфера» всё не очень здорово.

А зачем?

Информации по проекту почти нет, она обрывочна и неточна, хотя до старта его реализации осталось совсем немного времени. Недавно о проекте «Сфера» в рамках телевизионной программы «Большая игра» рассказал Дмитрий Рогозин, руководитель «Роскосмоса». Понятно, что в прямом эфире достаточно сложно подобрать аргументы и рассказать обо всех особенностях программы, но то, что услышали зрители, было достаточно странным.

Предполагается, что при помощи проекта «Сфера» можно будет пересчитать все деревья в лесных массивах России и решить имеющиеся кадастровые проблемы, прямо из космоса проверив границы земельных участков. Кроме того, организовать визуальное наблюдение строительства крупных объектов, таких как Крымский мост.

Считать в Сибири елки — дело, конечно, важное и нужное, но требуется ли для этого разворачивать беспрецедентную по количеству и по цене спутниковую группировку, решительно непонятно. С этой задачей люди могут справляться и без космических аппаратов, а дополнительная точность подсчета не выглядит солидным аргументом. Кроме того, с этим могут справиться и спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) при значительно меньшем количестве, пусть и не так быстро.

Такие же слова можно сказать и об остальных аргументах. Безусловно, это всё полезные вещи, но тратить от трети до половины Федеральной космической программы, не имея четкой, важной и сверхполезной цели, тоже выглядит странно. Не хотим же мы запускать спутники чисто ради запуска.

Дмитрий Рогозин, руководитель государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»

Остается связь и интернет. Еще пару лет назад стоило бы сказать, что со дня на день придет «Интернет вещей» и изменит ситуацию в корне, но годы идут, а «Интернет вещей» пока всё так же остается ближайшим, но всё никак не наступающим будущим. Проблема с обычной связью и мобильным интернетом в том, что в настоящее время в России мобильный интернет достаточно дешев и распространен, нет большого спроса на нового оператора, так или иначе мобильный интернет есть практически везде, кроме совсем уж отдаленных и нежилых уголков нашей Родины, где редкие нуждающиеся в нем вахтовики и полярники располагают спутниковыми терминалами.

Поэтому до того, как приступить к созданию орбитальной группировки «Сфера», ее создателям предстоит сначала доказать самим себе и правительству Российской Федерации необходимость создания подобного проекта. Пока же аргументы в пользу запуска аж 600 спутников выглядят не очень убедительно. При наличии же четких аргументов есть шанс, что проектом заинтересуются сторонние инвесторы. В общем, впереди огромное количество дел и очень мало времени.

Пока же этого не произошло, для большинства людей проект «Сфера» выглядит способом выбросить в космос единовременно очень и очень много денег. А их Федеральной космической программе и так не хватает.

Ссылка на основную публикацию