Удивительная мебель в стиле жакоб

Особенности производства и декора мебель в «стиле жакоб»

Мебелью в «стиле жакоб» в России принято называть предметы обстановки красного дерева, как правило, строгих прямолинейных форм, которые украшены латунными или медными деталями виде вытянутых штампованных тяг и рельефных вставок, подчеркивающих архитектоничность конструкции. Это «стиль» проявился во всех типах мебельных изделий, существовавших на рубеже ХVIII -ХIХ веков. Простая по форме, дешевая в производстве и в то же время достаточно эффектная внешне, такая отделка сразу стала популярной. Предметы, декорированные в «стиле жакоб», буквально наводнили как столичный, так и провинциальный рынок периода правления Павла I – Александра I, вызывая неоднократные подражания и в последующие десятилетия. Все это способствовало формированию устойчивого представления о продукции подобного рода как исключительной привилегии российского производства.

Тем не менее, влияние на русские образцы французской мебели 1780 – 1790-х годов, украшенной бронзовыми чеканными деталями и «гладкими штапиками, покрытыми золоченой латунью», было очевидным. Запреты на ввоз французских изделий в период царствования Павла I привели к тому, что русские мастера стали делать мебель, являвшуюся как бы упрощенным подобием французской 1 . Первые предметы, которые можно отнести к мебели в «стиле жакоб», появились в парижских мастерских относительно рано. Среди известных нам образцов – бюро-цилиндр со штампом мастерской Пьера Гарнье, датируемое 1767 годом. Шпон красного дерева, которым облицовано бюро, обильно украшен узкими металлическими полосами, розетками в узлах конструкции, балюстрадкой по краю столешницы, а также металлическими вкладками в каннелюрах ножек 2 . Подобные изделия стали вскоре выпускаться и другими парижскими фирмами 3 . Попадая в Россию, французские мебельщики или обучавшиеся в Париже мастера не могли не повлиять на формирование новых тенденций в мебельном искусстве, приобретавших на российской почве вполне оригинальный вид. К тому же большинство из них активно занимались экспортом различных изделий из-за границы, которые нередко становились для местных ремесленников «эталонными».

Общепризнано, что, кроме французских образцов, огромное влияние на формирование нового направления в русском мебельном искусстве оказала продукция фирмы немецкого мастера Давида Рентгена, широко ввозимая в Петербург при Екатерине II. Но до сих пор относительно мало говорилось об известных английских дизайнеров Роберте Адаме, Джордже Хэпплуайте и Томасе Шератоне, чьи опубликованные проекты стали основной для многих конструктивных решений. Англичане отдавали предпочтение жестким сквозным спинкам и простым геометрическим формам, декорированным металлическими накладками. Без сомнения, многие диваны в «стиле жакоб» являлись явным подражанием английским диванам-«settee», часто имевшим спинки в виде как бы сдвинутых друг к другу одинаковых стульев.

Увлечение более упрощенным, но достаточно эффектным декором затронуло не только Францию 1790-х годов, но и Англию, Германию и Голландию, где также изготавливались предметы обстановки, украшенные металлическими балюстрадками, рамками из тонких тяг, вкладками в каннелюрах.

В России непревзойденные образцы в «стиле жакоб» выполнялись ведущими придворными мастерскими под руководством Г. Гамбса и Х. Мейера, продукция которых служила главным примером для подражания. Мебель, сделанная в «стиле жакоб», выглядела строго и нарядно; внешне ее могли повторить ремесленники самого разного уровня, создававшие вольные копии и авторские варианты уже известных композиций. Универсальные приемы декорировки, отработанные детали конструкции позволяли достичь некоторой серийности производства; особенно это удавалось крупным мастерским, расположенным в городах и дворянских усадьбах.

Мебель в «стиле жакоб» можно назвать характерной как для классицизма, так и для бидермайера с его пристрастием к интимности и домашнему уюту. Вполне отвечая вкусам состоятельных заказчиков, эти предметы, при общей лапидарности форм, часто исполнялись с большим мастерством и изобретательностью. Не было, пожалуй, ни одного вида мебели, который нельзя было бы оформить в «стиле жакоб»: бюро, книжные шкафы, кровати, диваны, разнообразные столы, тумбы-подставки, кресла, стулья, рамы картин и зеркал. Эти предметы хорошо компоновались между собой в комнатах различного назначения, успешно соседствую с остальной, иногда совершенно разностильной обстановкой.

Особое место среди образцов «стиля жакоб» занимает мебель, декорированная вставками в технике «эгломизе» 4 . Посредством лака или какого-либо другого клеящего состава на стекле закреплялся слой тонкой золоченой или серебряной фольги, фигурно вырезанной соответственно предварительно нанесенным контурам. Затем по фольге процарапывались линии будущего рисунка и все покрывалось черной краской так, что с лицевой стороны стекла появлялось изображение, подобное гравюре на золоте или серебре. Нередко фон для таких композиций дополнялся раскраской под мрамор, молочное стекло или голубые плакетки Веджвуда. Создание «verreeglomise» (стекло «эгломизе») требовало от исполнителя не столько художественные мастерства, сколько усидчивости, терпения и аккуратности.

В этой ставшей чрезвычайно модной в 1760-1800-е годы технике исполнялись миниатюры, плакетки, вставки для мелких обиходных предметов. Использование «verreeglomise» для украшения мебели в европейском искусстве встречается относительно редко; исключение составляет лишь Россия.

Самой известной петербургской мастерской, выполнившей в 1790-е годы целый ряд замечательных изделий в «стиле жакоб» с «verreeglomise», была мастерская, основанная в 1795 году купцом И. Оттом и мебельщиком Г. Гамбсом.

К этой технике декорировки охотно обращались и провинциальные ремесленники. Что касается самого термина «стиль жакоб», широко используемого по отношению к подобной продукции русского происхождения, то он вошел в употребление в середине ХIХ века, когда как в Европе, так и в России особой популярностью вновь начала пользоваться мебель в «стилях», и особенно в стиле Людовика ХVI. В это время нередко делались даже точные копии с произведений известных французских фирм. Вероятно, именно тогда и начали впервые применять термин «стиль жакоб», связанный с именами сразу нескольких знаменитых придворных мастеров рубежа ХVIII – ХIХ веков. Так что «стиль жакоб» как краткое обозначение определенного явления в русском прикладном искусстве стало употребляться, скорее всего, с середины ХIХ века наряду с такими терминами, как «помпейский стиль», «стиль неогрек», «готический стиль» и тому подобное.

Эта несколько условная лексика, подразумевавшая в каждом случае соответствующее сочетание художественных элементов, упрощала работу между заказчиком и исполнителем. Постепенно «жакоб» стал именем нарицательным, указывавшим не столько на конкретную мебельную фирму, сколько на устойчивое желание видеть во всем французские корни. Следует заметить, что в эпоху классицизма (когда формировалось это направление в русском мебельном искусстве) современники еще не могли абстрагироваться до отвлеченных обобщений; в документах того времени интересующие нас предметы обычно описывают как фанерованные красным деревом «с простым медным прибором». Но к концу ХIХ века термин «стиль жакоб» уже широко употреблялся. «Мы снова водворились здесь в прелестной Гатчине, в наших крошечных, но ужасно уютных комнатах, которые стали еще лучше, так как я велела поставить себе старинную, чудную мебель «стиля жакоб», которая выглядит так красиво», – писала императрица Мария Федоровна в 1882 году матери 5 .

Сохранились фотографии этих комнат, любовно обставленных императорской четой. Эта мебель была отобрана Александром III и его супругой при посещении Таврического дворца, бывшего с начала ХIХ века своеобразным хранилищем предметов, относящихся предшествующим правлениям.

О них вновь вспомнили в период господства историзма, когда художники искали вдохновение в различных эпохах прошлого. Однако уже в 1880-е годы в «стиле жакоб» стали изготавливать предметы-копии, предметы-подражания. Судя по сохранившимся образцам и фотографиям в рекламных каталогах, новая меблировка исполнялась самыми различными фирмами, в том числе принадлежавшими ведущим придворным поставщикам – Ф.Ф. Мельцеру и Н.Ф. Свирскому.

С зарождением в русском искусстве начала ХХ века художественного направления «неоклассицизма», развивавшегося в русле модерна, а также расширением инфраструктуры городской среды с ее налаженным машинным производством выпуск мебели в «стиле жакоб» еще более увеличился. Ее можно было увидеть и в гостиной императрицы, и в кабинете у иностранного посла, и в комнатах модного коллекционера. Так, у А.А. Коровина, известного собирателя старины, была гостиная с «зеленовато-бирюзовыми обоями, мебелью красного дерева «стиля жакоб», обитой ярко-красной кожей» 6 . Тут стояли как подлинные предметы обстановки 1800-х годов, так и близкие к ним по виду вновь созданные предметы. Последние благодаря введению некоторых элементов, характерных для модерна (скругленные углы подстолья, вогнутые детали ромба в спинках, изогнутые сквозные боковины мебели для сидения), прекрасно сочетались с современной живописью самых передовых направлений.

Часто мебель этого времени и по сей день принимают за более раннюю и неверно датируют периодом классицизма. Так, в своем капитальном труде, посвященном русской мебели «золотого века», в главе о «русском стиле жакоб» Антуан Шеневьер отмечает, что по своей «подчеркнутой простоте некоторые из мебельных предметов имеют странное сходство с современными изделиями» 7 .

Это и не удивительно, поскольку Шеневьер действительно воспроизводит в своей книге не только подлинные ампирные образцы, но и предметы, которые вполне могли быть исполнены в конце ХIХ – начале ХХ столетия. То же можно сказать о некоторых изделиях в «стиле жакоб», публикующихся в различных рекламных и аукционных каталогах в качестве русских вещей конца ХVIII – начала ХIХ века 8 .

Читайте также:  Применение напольных вешалок для одежды

Вот самые общие советы по атрибуции мебели в «стиле жакоб». Учитывая тот факт, что определить разницу между мебелью начала ХIХ века и образцами более позднего времени достаточно трудно, следует, прежде всего, проанализировать общую композицию вещи. Слишком сложная конструкция предмета – с большим количеством ящиков-надстроек, складных боковых столиков или выдвижных досок – уже наводит на подозрение. Подобная многофункциональность более характерна для периода стиля модерн, чем для классицизма.

Большое значение имеет толщина облицовочного шпона (фанеровки): в раннее время она была около двух миллиметров и более, затем, со второй четверти ХIХ столетия, она делается все тоньше и тоньше. В результате на некоторых вещах начала ХХ века фанеровка бывает столь тонкая, что при неблагоприятных условиях хранения вся поверхность предмета покрывается частными мелкими трещинками-кракелюрами и расслаивается, в то время как у подлинных вещей это выглядит глубокими редкими разрывами шпона.

Очень показательно расположение металлических деталей, которые в период ампира подчеркивали и выделяли основные «узлы» конструкции; были полыми, сделанными, как правило, методом штамповки. Штампованные металлические тяги плотно пригоняли по форме узких деревянных реек, которые в свою очередь, наклеивались на деревянную основу. Наличие гвоздей тоже должно наводить на подозрение. Русские мастера практически не пользовались гвоздями, они могли появиться на предметах в «стиле жакоб» в результате последующих реставраций. Детали из меди и латуни в русской мебели довольно редко сочетались в одном изделии с бронзовыми накладками фигурной формы, а гофрированные вставки в эпоху ампира не обрамлялись металлическими рамками.

Атрибуционным признаком является и наличие вставок «verreeglomise» – даже мелкие вставки с «эгломизе» в более позднее время применялись чрезвычайно редко; время бесплатной рабочей силы ушло безвозвратно.

Портрет княгини Е.И. Голенищевой-Кутузовой

Л. Гуттенбрунн. 1797

Туалетный стол с зеркалом и стул в «стиле жакоб»

Россия. Около 1800

Фанеровка – красное дерево; накладки – латунь

Стиль Жакоб

Широкой известностью и популярностью в России пользуется строгая мебель из красного дерева, украшенная латунными протяжками и розетками в форме концентрических окружностей. Относится подобная мебель к стилю русского классицизма и носит гордое имя стиль Жакоб.

Нет точных сведений, кто именно разработал столь элегантный дизайн, скорее всего, это был один из блестящих мебельщиков России рубежа XVIII и XIX веков Мейер, а присвоение этому типу мебели столь звучного имени свидетельствует лишь о широкой популярности в России самого мастера Жакоба.

Знаменитый Жорж Жакоб (1739-1814) столь громкой славой обязан художественным достоинствам своих резных, золоченых стульев и кресел. Именно Жакоб ввёл в мебельное искусство характерный элемент куб с резной розеткой в месте присоединения ножки стула. Позже таким элементом украшались не только мебель для сидения.

Жорж Жакоб первым из мастеров мебельщиков начал создавать основу для зарождения нового стиля ампир. Масса краснодеревщиков использовали его разработки в своей мебели и подделывали его клеймо. Самым известным фальсификатором клейма Жоржа Жакоба был его однофамилиц Анри Жакоб. Качество мебели мастерских Анри Жакоба ни чуть не уступало качеству его знаменитого предшественника, и он получал заказы от двора и высокопоставленных лиц. Блестящими образцами творчества Анри Жакоба является обстановка дворца в Павловске.

C уважением, Елена Жилина.
+7 (495) 364-93-23

Галерея мастерской

Ориентировочная цена реставрации (прайс на 9 января 2019 г.)

Цена, рубли
Стул5000 – 20000
Кресло10000 – 30000
Диван30000 – 60000
Стоимость, рубли
Стол10000 – 40000
Буфет30000 – 80000
Шкаф30000 – 80000

Восстановление лакокрасочного покрытия

ОтделкаРуб./кв. метр
Вощение500
Полировка1500
Шеллак2000
Золочение3000
Декориро­ва­ниеРуб./кв. дм
Патинирование50
Роспись200
Маркетри500
Мозаика1000

Отослав нам заполненную форму c фотографиями, а так же задав вопрос, вы получите полную информацию о предмете (что это, материал, возраст) стоимость работ по его восстановлению. Далее реставратор приедет на место, осмотрит его, определит окончательную цену реставрации.

Окончательная цена меняться не будет. Выезд бесплатно.

Мебель в стиле жакоб

Мебель стиля жакоб можно и сегодня встретить в антикварных магазинах, как образец русского самобытного декоративного искусства. К самому термину добавился эпитет русский жакоб. Откуда же появился этот стиль и его название? Мебель стиля жакоб можно и сегодня встретить в антикварных магазинах, как образец русского самобытного декоративного искусства. К самому термину добавился эпитет русский жакоб. Откуда же появился этот стиль и его название?

История возникновения стиля русский жакоб

Еще с начала 1880 годов стиль жакоб был хорошо известен не только в среде мебельщиков, его знали и члены императорской семьи. В документах того времени можно встретить описания роскошной мебели с фанеровкой красным деревом, с гладкой латунью или медным прибором. Скорее всего, название стиля появилось именно в это время, по аналогии с другими стилями, указывающими на определенную историческую эпоху: готика, рококо, неогрек и т.д. Это упрощало работу мастеров с заказчиками, желающими получить конкретную обстановку. Скорее всего русским жакобом стала называться мебель стиля «Людовик ХVI», к одним из создателей которого принадлежала семья придворных мастеров по фамилии Жакоб. Подобная мебель, доставшаяся в наследство от времен правления Павла и Александра, имела ряд характерных признаков и была названа русским обывателем, стремившимся видеть родоначальницей всей моде Францию, стилем жакоб.

Производство мебели стиля жакоб в России

Стимулом для развития и производства в России подобной мебели стал запрет на предметы роскоши, ввозимые из-за рубежа, существовавший еще при Павле I. Александр I еще более ужесточил подобную борьбу с утечкой денег за рубеж. Мебель русского жакоба вполне соответствовала европейским образцам, была доступна и сразу же нашла своего покупателя в лице помещиков и зажиточных горожан. Тем более что мода на предметы этого стиля подогревалась семьей императора, заказавших партии мебельных предметов с металлическими накладками и фанерованных красным деревом для Гатчинского и Аничкова дворцов, у придворных поставщиков Н.Свирского и Ф. Мельцера.

Характерные черты мебели стиля «жакоб»

Мебель, украшенная металлическими блестящими накладками, розетками, гофрированными вставками, балюстрадами в верхних плоскостях была нарядной и с то же время строгой. Обработанные конструкции и повторяющееся декорирование позволяло изготавливать подобную мебель серийно, делая ее значительно дешевле единичных образцов. Мебель стиля жакоб стала доступной для многих горожан, отвечая требованиям качества и долей художественности. Бюро, кровати, диваны, книжные шкафы, стулья, тумбы, кресла – практически все разнообразие предметов мебели можно было выполнить в этом стиле.

Отдельное место в образцах мебели стиля «жакоб» занимает декорирование вставками в технике эгломизе. На стекле выполнялись миниатюры, различные вставки для мелких предметов плакетки, которые затем декорировали мебель. На некоторых образцах выполненных в стиле жакоб можно видеть чередующиеся матовые и блестящие полоски на золотом фоне, которые сочетаются с металлическими рифлеными накладками на красном дереве. Известной мастерской, делающей изделия с эгломизе, считалась мастерская Гамбса и Отто в Петербурге.

Подделка или подлинник?

Учитывая то, что мебель стиля жакоб пользовалась успехом, начиная со времени правления Павла и не сдала своих позиций сто лет спустя, отличительные черты именно этой мебели от более поздней под силу найти антикварам и специалистам. Определяющим фактором является толщина фанеровки. О более раннем времени изготовления говорит толщина более 2 мм, в дальнейшем она становится значительно тоньше. При неблагоприятных условиях хранения поверхность мебели покрыта глубокими разрывами шпона. Для более поздней тонкой фанеровки характерны расслоение и частые мелкие трещины – кракелюры. Гвозди практически не использовались. На дату также может указать текстура древесины, ее качество, пористость, рисунок и общий вес предмета.

История мебельного искусства – выдающиеся мастера

Луи Деланнуа (Louis Delanois 1731-1792) – французский краснодеревщик, столяр, мастер художественной мебели. Деланнуа был парижским краснодеревщиком (menuisier), который специализировался на мебель для сидения. Среди его покровителей были заметные мадам Дюбарри́ (comtesse du Barry), граф д’Артуа (Robert III d’Artois), брат короля Луи- Филипп I (Louis-Philippe) герцог Шартрский. Его попытки, после распродажи своего мебельного бизнеса в 1777 году, чтобы расширить свой бизнес в торговле древесиной и спекуляции недвижимостью, однако, в результате банкротства 1789 году. Вероятно, Жорж Якоб (Georges Jacob) в 1760-е годы работал у Деланнуа как наемник течение трех лет.

Роже Вандеркрюз Лакруа ( Roger Vandercruse Lacroix, 1727-1799, клеймо RVLC) – краснодеревщик фламандского происхождения, получил звание мастера в 1755 г, полностью акклиматизировались в Париже, где он был частью сети выдающихся мастеров: он был сыном краснодеревщика Франсуа Вандеркрюза в предместье Сент -Антуан, в 1749 году его сестра вышла замуж за Жана Франсуа Эбена (Jean-François Oeben) . Его сестра, вдова Эбена , затем вышла замуж за мастера Жана-Анри Ризенер а (Jean-Henri Riesener) .

Мартен Карлен (Карлин) (Martin Carlin, 1730-1785) – французский столяр-краснодеревщик немецкого происхождения. В Париже обучался у Жана Франсуа Эбена (Jean Francois Oeben) . Делал дамские письменные столы, кабинеты, секретеры, различные столы, комоды, украшая свою мебель фарфоровыми вставками, лаковыми панели, маркетри из ценных пород древесины, мозаикой из полудрагоценных камней.

Джузеппе Маджолини (Giuseppe Maggiolini, 1738—1814). Имя Маджолини, самого известного итальянского мебельщика конца XVIII – начала XIX века, работавшего в стиле неоклассицизма, ассоциируется с техникой маркетри. Джузеппе Маджолини создавал мебель строгую и непритязательную по форме, лишенную резьбы. Однако живописный эффект, которого он добивался использованием техники маркетри, придавал его изделиям поистине блистательный вид. Маджолини применял разнообразные по цвету и фактуре породы дерева и искусственные красители, комбинировал цветовые пятна и получал неповторимые по красоте эффекты. Следуя традициям Пиранези и своего современника, специалиста по оформлению интерьеров Джоконде Альбертолли (Giocondo Albertolli), он создавал натюрморты, работы в стиле шинуазри и эффектные композиции в технике маркетри. Именем Маджолини называют все работы этого типа, независимо от того, были ли они созданы непосредственно в его мастерской. Маджолини начинал работать плотником в цистерцианском монастыре, где в 1771 году появилось его первое произведение. Позже он основал вторую мастерскую в Милане, которую унаследовали его сын Карло Франческо (Carlo Francesco)и Керубино Меццанцаника (Cherubino Mezzanganica). Некоторые экземпляры мебели им были созданы для эрцгерцога Фердинанда Австрийского, правителя Ломбардии, и для польского короля. Вполне во вкусе эпохи, мебель Маджолини была проста по дизайну и следовала французским образцам конца XVIII века. Отличительной чертой е е являлся замысловатый рисунок в технике маркетри, история которой на итальянской земле уходит корнями в ренессансную технику интарсии.

Гийом Бенеман (Guillaume Beneman or Benneman 1750-1811) Немец по происхождению, работал в Париже, стал придворным поставщиком Людовика XVI с 1784 года. Изготавливал мебель в стиле классицизма, из красного дерева с бронзой, иногда украшал предметы керамическими планкетками с белыми фигурами на голубом фоне, исполненными в Англии на заводе Веджвуда или на Севрской мануфактуре близ Парижа. Заменил при дворе мастера Ж.А.Ризенера.

ЖАКОБ (Jacob), семья французских дизайнеров и предпринимателей, давших свое имя целому направлению в мебельном искусстве конца 18–19 вв.

Жорж Жакоб (Georges Jacob, 1739 — 1814, мастер 1765). Родоначальник арт-династии, родился в Шени (Бургундия) в июля 1739 в крестьянской семье. Приехав в 1754 в Париж, учился мебельному делу у Л.Делануа. Работал по заказам Марии-Антуанетты и других членов королевского дома, создавая вещи в рокайльном «стиле Людовика XV». Позднее в неоклассицистском «стиле Людовика XVI», но вошел в историю, прежде всего своим постреволюционным творчеством: исполнил большие комплекты для мастерской Ж.-Л.Давида (по эскизам последнего, 1789–1790) и зала заседаний Конвента в Тюильри (по эскизам Ш.Персье и П. Фонтена, 1793). Благодаря Персье и Фонтену, и впредь поставлявших эскизы для «мебели жакоб», вошел в число основоположников стиля ампир в прикладном дизайне. Для его произведений характерны строгие формы, темное красное дерево как излюбленный материал, накладки из золоченой бронзы, воспроизводящие декоративные мотивы Древнего Египта и Рима. Сотрудником Ж.Жакоба был знаменитый бронзовщик П.Ф.Томир. После 1803 основал вместе с сыном Франсуа-Оноре собственную фирму. Умер Жорж Жакоб в Париже 5 июля 1814.

Франсуа Оноре Жакоб (François Honoré Georges Jacob Desmalter, 1770–1841), сын Ж.Жакоба, родился в Париже 6 февраля 1770; был известен под прозвищем «Жакоб Демальтер» (это имя – по названию бургундского имения Жакоба-отца – носила и фирма). Наиболее значительны его работы, исполненные для дворцов Наполеона I (Компьен, Мальмезон и др.). Умер Ф.О.Жакоб в Париже 15 августа 1841.

Жорж Альфонс Жакоб (Georges Alphonse Desmalter, 1799–1870), сын Франсуа Оноре, родился в Париже 21 февраля 1799; продолжил дело отца и деда, в целом сохраняя верность стилистике ампира. Характерной деталью его изделий были декоративные латунные полоски на красном дереве. В сравнении с вещами отца, изделия сына и внука Жакобов становились все более демократичными, рассчитанными не только на элиту, но и на средний класс. В связи с этим (а также из-за обилия подражаний) к концу 19 в. слово «жакоб» стали употреблять расширительно, обозначая им всякую фасонную мебель из красного дерева с латунными накладками. Умер Ж.А.Жакоб в Париже 7 июня 1870.

Мебель в стиле жакоб

Мебель в стиле жакоб

Мебель тех времен — прочная, красивая, дорогая, обязательно ручной работы.

Мебель стиля «жакоб» в наши дни находится в залах , в антикварных салонах и частных коллекциях, многие даже никогда не слышали о таком направлении. Что же она из себя представляет?

История стиля «жакоб»

Имя собственное — точнее, фамилия — ставшее наименованием стиля, «жакоб» интересен не только любителям антиквариата. Вначале это было семейное предприятие по производству мебели. Но вряд ли знал тогда скромный французский мебельщик (успевший разориться, возродить предприятие и получать заказы от принца Конде, вновь разориться и прогореть окончательно), что детали, которыми он украсил свои изделия, настолько понравятся русской аристократии, что стиль «жакоб» будет жить дальше и настолько распространится… И в дворцовых залах, и в городских особняках, и в помещичьих усадьбах стулья, диваны, зеркала «жакоб» находили свое место и служили предметом гордости хозяев дома.

На самом деле, оригинальная мебель родом из Франции закончилась уже во времена правления Павла I: тогда вступили в силу строгие запреты, касавшиеся ввоза в страну очень многих товаров, не говоря уже о подобных предметах роскоши. Так что «русский жакоб» (да, его так и называют) стал одним из самых успешных примеров импортозамещения: оригинальный стиль и технику не просто слепо копировали, а развивали и дополняли. В музейных коллекциях есть бюро и консоли, сделанные руками крепостных мастеров, и есть стулья, выполненные под заказ придворными мебельщиками — и все эти вещи уникальны, имеют историческую и художественную ценность, сохраняют все приметы стиля, но не повторяются. Почему же стиль этот не был забыт и заброшен, если нельзя было ввозить эту мебель непосредственно из Франции? За что он так нравился власть имущим (и не только им), отчего он получил такое распространение?

Основные особенности

Если бы современный мастер получил заказ на изготовление мебели в стиле «жакоб», какие каноны он должен был бы соблюсти:

  • легкая конструкция с классическими пропорциями;
  • если это мебель для сидения, то ножки почти всегда сужаются книзу, дополнительно подчеркивая изящество дивана или стула, а для обивки используются ткани, наиболее похожие на мебельные ткани конца XIX века, никакой синтетики;
  • арочная дугообразная спинка с декоративной вставкой, резьбой или накладным украшением;
  • каркас мебели может быть позолоченным, резным и густо декорированным — и может быть вовсе лишенным этих примет;
  • в основе изделия лежит хорошо просушенное дерево (российские мастера использовали сосну, бук), фанерованное красным деревом, причем фанеровка должна быть качественной и не слишком тонкой;
  • одна из главных знаковых особенностей стиля жакоб — латунные стяжки, накладки, бусы и штампованные заклепки — могут иметь современное крепление, но в оригинале они плотно крепились к деревянным же рейкам, которые приклеивались к каркасу и, конечно, там не было никаких гвоздей.

Настоящий «жакоб» или имитация?

Мебель тех времен — прочная, красивая, дорогая, обязательно ручной работы. Если мастер желал бы наиболее полно имитировать «русский жакоб», то ему нужно было бы освоить технику «эгломизе»: , обычно исполняемых на золотой или серебряной фольге. Такими картинками украшалась почти половина изделий, в основном зеркала, бюро, письменные столы. Сюжеты для эгломизе брались классические: пейзажи, мифология, растительный орнамент.

Если это имитация, то теоретически может быть изготовлен любой предмет мебели, вплоть до кухонного гарнитура. Другое дело, что это будет очень дорого и… странно. Прелесть «жакоба» в его антикварной ценности, в том, что этот изящный и драгоценный гость из прошлого абсолютно практичен и может обрести вторую жизнь в гостиной или спальне, будучи хорошо отреставрированным. Стиль этот , кровати «жакоб» существовали, но в искусствоведческих источниках описаны мало. Если дом или квартира оформлены в классическом, неоклассическом стиле, то «жакоб» отлично впишется в контекст. Чуть более странно, но уместно эта мебель будет выглядеть в эклектике, несколько чужеродно — в ампире (тем не менее, близком к нему), и вряд ли устроит любителей и модерна.

Что и куда можно поставить?

Представим, что вам достался разрозненный набор мебели «жакоб» — но в прекрасном состоянии. Что и куда можно поставить?

На кухню отправится буфет. В гостиную — диван с резной спинкой в виде лука, кресла с подлокотниками и стулья. В прихожей найдет прибежище банкетка, правда, обивку придется перетянуть, но так поступали даже при царском дворе, меняя прохудившуюся ткань на мебели, почему бы и нет? Спальня украсится изящным туалетным столиком на высоких резных ножках с латунной отделкой и комодом. Напольные часы с настолько красивы, что жаль будет их скрывать в кабинете — можно поставить и в гостиную, и даже в холл, если там достаточно места. Один из самых функциональных предметов — рабочий стол, ведь принцип работы с бумагами мало изменился, сколько бы веков ни прошло. Зеркало «жакоб» будет отлично смотреться в ванной комнате.

Можно ли отличить подделку

Даже профессиональные искусствоведы и торговцы антиквариатом путают истинный «жакоб» с его более поздними ретроспективными повторами, с его имитацией, с классическими или модерновыми вариациями, включающими в себя его элементы. Даже современник и однофамилец Жоржа Жакоба — Анри Жакоб — фактически подделывал (перенимал?) изобретенный им стиль и успешно торговал! Так что у «жакоба» история запутанная, в духе детектива. Но предмет мебели, скорее всего, не относится к этому стилю, если:

  • в качестве крепежа в нем использованы гвозди (если нет сведений о проведенной реставрации);
  • латунные и медные полосы и заклепки соседствуют с бронзовыми декоративными накладками, так как в одном изделии эти сплавы в «жакобе» не сочетались;
  • сама конструкция слишком сложная (если речь идет о комоде, письменном столе или бюро), разделена на множество мелких составляющих вроде ящичков, двойных столешниц — конструктив классицизма был гораздо проще, возможно, эта мебель уже относится к эпохе модерна.

Изящные изгибы мебели: удивительные работы зарубежных дизайнеров. Часть 2

В предыдущей публикации я рассказывал об изящной мебели зарубежных дизайнеров и мастеров, по-своему представляющих современный интерьер. Для кого-то это изысканность и гармония, для кого-то — самовыражение себя как мастера или художника.

В этой публикации я продолжу тему удивительных изогнутых предметов интерьера из дерева, но добавлю немного креативных работ в качестве мебели зарубежных и не только создателей.

Начну я с дизайнера Карима Рашида (Karim Rashid) и его необычной мебели в виде изогнутых линий, прессованных между собой листов еловой фанеры, непрерывно переходящих со стола на сидение, составляя единую композицию. Среди его работ есть шезлонг, сделанный специально для молодой финской компании Punkalive, относящийся к так называемой психоделической мебели, ее я буду неоднократно демонстрировать.

Талантливым мастером Йохани Хорелли создан универсальный, невесомый и запоминающийся стол, который своей привлекательностью может украсить любое убранство, изменить обстановку в лучшую сторону, наполнить квартиру воодушевлением.

Канадский дизайнер Кино Герин (Kino Guerin), ставя перед собой задачу создать мебель без ножек, креплений, поддержки, придумал и воплотил мебель, красиво изогнутую как будто из цельной деревянной доски в технически невозможно закрученный узел. Конечно, для ее создания не обошлось без ухищрений, технических тонкостей, математических расчетов, немало труда и времени для достижения такого креативного замысла. Среди его работ присутствуют не только полки, но и стеллажи и столики.

Преследуя эту же мысль, художник Michael Beitz придумал стол «Не сейчас» (Not Now). Эта ошеломляющая скульптура выполнена из дерева, длиной 28 футов. Его создатель специализируется на скульптурах мебели в искривленном виде и других предметов повседневного пользования.

Конструкция швейцарско-итальянского дизайнера Claudio D’amore под названием Kosha chair с трудом напоминает кресло. Однако, уверяет дизайнер, в качестве рабочего и расслабляющего пространства этот перфоманс будет крайне полезен, удобен и комфортен. Это оригинальное кресло объединяет в себе небольшой книжный шкаф, рабочую зону и зону для отдыха.

Нидерландская дизайн-студия Atelier 010 представила для любителей чтения оригинальную книжную полку необычного дизайна под названием The Bookworm. Данная фигура представляет каркас со всевозможными полками и сидение с подушками.

Два молодых дизайнера Эли Нехм (Elie Nehme) и Мани Мани (Mani Mani), работающие под маркой Fishbowl, разработали скамейку, по периметру которой размещены полки для книг, что значительно экономит место вместо книжного шкафа и дает максимальный комфорт для приятного чтения.

Дизайнер Леонардо Россано (Leonardo Rossano) из студии с названием «True Design» совместно с Деборой Мансур (Debora Mansur) разработали стильную модульную скамейку, которая по форме напоминает собой спираль ДНК. Данная конструкция состоит из модулей, то есть отдельных элементов, сделанных из загнутых листов фанеры и скрепленных вместе. Каждый такой элемент может служить отдельным местом для сидения.

Французский дизайнер Жан-Пьер Мартз (Jean-Pierre Martz) представил коллекцию стульев цилиндрической формы из комбинированных материалов, с широкой цветовой гаммой.

В предыдущей статье я уже упоминал о некоторых удивительных работах Джефа Уолша, не смог удержаться и здесь. Столы продолжают линейку так называемой лесной мебели.

Молодая дизайнер Julia Krantz из Бразилии представила коллекцию лесной мебели из натурального дерева «без сучков , без задоринок». Причем, как говорит сама Джулия , «ни одно дерево не пострадало».

На выставке в Нью- Йорке была представлена новая коллекция стульев с гладкими сложными криволинейными линиями, которая открывает новый взгляд на мебель современного минимализма. У них нет привычных ножек и соединений, поэтому такой дизайн привносит в интерьер футуристический оттенок.

Серия стульев из коллекции британского дизайнера Джолиона Йетса (Jolyon Yates) выполнены эксклюзивно вручную из переработанной древесины. Его работы способны превратить любой интерьер в поэзию.

На выставке в Париже дизайнерами компании Rue Monsieur была представлена коллекция Altoum Collection. Особое внимание было приковано к новаторскому креслу с оригинальной формой и органичным дизайном из прочной древесины с выраженной текстурой, словно пряжей.

Дизайнер Tom Vaughan создал единственный в своем роде трендовый предмет мебели в виде скульптурного кресла, изготовленный из полосок древесины. Это кресло уникального стиля вызывает приятный комфорт и привносит гармоничный природный акцент в любой интерьер.

Подлинная мастерица гнуть мебель корейский дизайнер Bae Sehwa создала предмет мебели, состоящий из деревянных реек. Если рейки подержать под паром, они становятся пластичные и податливые и из них можно выгнуть практически всё, что угодно.

Дизайнер Эммануэль Бабле (Emmanuel Babled) представил серию журнальных столиков из «жидких», органических форм Quark. Столики выполнены из дерева, мрамора, и даже стекла, работа выполняется на фрезерном станке с ЧПУ, затем подвергается шлифовке и покрывается лаком.

Дизайнерская мебель Jose Marton разработана в виде веселой и красочной мебели специально для бразильской компании Alle. Этот итальянский дизайнер создал красочный арт не только в виде мебели, но и светильников, настенных аксессуаров, зеркал. Мартон запатентовал данный метод под названием полосатый акрил.

Молодой английский дизайнер Марк Фиш занимается изготовлением эксклюзивной мебели, выполненной вручную, в виде удивительных конструкций из натуральных природных материалов. Он не боится экспериментов и создает свою мебель в своей домашней студии, где также проводя курсы по дизайну мебели. Благодаря разработанной им технике его можно считать лучшим производителем оригинальной мебели в Англии. Ниже стол в виде ракушек, далее необычный комод где встроены незаметные узкие и широкие обтекающие ящички.

А вот Испанский дизайнер Патриция Урквиола (Patricia Urquiola) разработала необычный комод в форме луны, разработанный специально для французского мебельного бренда Coedition. Интересная особенность комода в том, что его дверки, закрываясь и открываясь, вращаются по кругу.

Кресло-качалка «DP Chair», которое разработал известный российский дизайнер Александр Петунин, выглядит очень современно и даже футуристично. Кресло, белое и глянцевое снаружи и яркое красочное внутри, удивляет необычной формой и колоритом. Оно очень похоже на какое-то вкусное бисквитное пирожное с цветной сахарной пудрой. Оно может использоваться в двух своих функциональных назначениях: как обычное кресло и как кресло-качалка.

Белорусские промышленные дизайнеры студии SolovyovDesign Мария и Игорь Соловьевы создали серию увлекательных и функциональных предметов мебели.

Если в предыдущей публикации я привел пример удивительного стола для любителей кошек, то в этой расскажу о спальном месте для собак в форме палатки-конуса от компании Slade Architecture, с подушкой внутри и естественной вентиляцией.

Болгарский дизайнер Svilen Gamolov удивляет футуристическим и уникальным дизайном своих работ. Журнальные столики, или, как их еще называют, кофейные столики от Svilen Gamolov являются примерами ультра современного дизайна, сочетая в себе функциональность, комфорт и необычность формы. Также в его коллекции присутствуют бабочки и ракушки.

Российский дизайнер Саава Сергей разработал набор полок, который будет идеально подходить для любого дома и коттеджа. Изготовлены они из фанеры и шпона в виде листьев, которые будут служить уникальным местом для установки фотографии или других предметов. Вдохновило дизайнера на создание такого дизайна его увлечение охотой и сама природа.

В Сиднее дизайнер Эми Тан (Amy Tang) выиграл несколько наград в области дизайна, воплотив многофункциональный объект в виде табуретов или пуфов, волнистый дизайн которых можно использовать как в единичном, так и в комплексном исполнении, создавая различные композиции.

В современном мире просто невозможно перечесть все многообразие подходов к дизайнерской мысли, куда только может завести фантазия художника, а ведь я только немного рассказал вам об изогнутых линиях оригинальной мебели из древесины.

Читайте также:  Как купить качественные кухонные комплекты по доступной стоимости
Ссылка на основную публикацию