Как научить ребенка убирать в своей комнате

Советы мамам: Как заставить ребенка убирать в своей комнате

Приучайте ребенка к порядку!

Ребенок — это маленький взрослый. Как Вы отнесетесь к тому, что Вас будут заставлять, подталкивать и не разрешать Вам делать то, что хочется? Наверняка Вы бы не стали терпеть такого возмутительного отношения к себе. А иначе жизнь Ваша превратится в беспрекословное рабство. И все Ваши мысли были бы о том, как разделаться с мучителем и стать снова свободным в своих поступках и желаниях.

Ребенок любого возраста не может так открыто против Вас поступать, у него с Вами конечно разные права. Он будет действовать исподтишка, случайно разбив Вашу любимую вазу или совершать другие действия, направленные на Ваши личные вещи или интересы.

«Как заставить ребенка убраться в комнате?» Это проблема прежде всего самого взрослого, а не ребенка. Конечно, самым надежным средством и решением во всех вопросах, касающихся детей, является сам взрослый – добрый, уравновешенный, любящий и очень терпеливый. Некоторые родители вообще считают, что домашняя работа отнимает у ребенка беззаботное детство, а их обязанность только учиться.

Без сомнения, очень важно, чтобы дети помогали родителям выполнять некоторую работу по дому, ведь тем самым они будут чувствовать себя нужными в семье и способными внести свой вклад в ее благополучие, поскольку они являются ее полноправными членами. Ребенок, который не имеет никаких домашних обязанностей, хуже учится в школе и плохо контактирует с учителями, а в будущем становится потребителем. Ощущение своей важности у таких детей приходит только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Итак, ребенка нельзя заставлять, но и совсем ничего не требовать от него невозможно. Что же в этом случае делать, чтобы не ломать при этом личность сына или дочери? Для того чтобы ребенок вырос самостоятельным, чтобы вам не приходилось постоянно все контролировать в выполняемой домашней работе, ему необходима правильная мотивация. Тогда он сам захочет навести порядок в комнате.

Несколько способов превратить уборку комнаты в интересное для ребенка занятие:

  1. Нужен необычный хозяйственный инвентарь. Это может быть интересное ведро для уборки, например из-под мороженого, швабра может быть детской (стоит только немного укоротить ручку), водяной пистолет, наполненный чистящим средством, станет отличным инструментом для очищения стекол и зеркал, а носки, надетые на обе руки и немного смоченные водой, превращают вытирание пыли в необыкновенное приключение.
  2. Если детей несколько, то можно устраивать соревнования – кто уберет игрушки быстрее. Можно менять условия игры – определять предметы-помощники.
  3. Поощрять ребенка наградами за проделанную работу – завести кувшин с цветными бусинами или придумать какую-нибудь привилегию, например, выбрать блюдо для ужина, или разрешить лечь спать на час позже.
  4. Позволить ребенку самому определить, с чего начать и чем закончить уборку. Либо предложить ему карточки с заданиями на выбор. Только нужно обязательно придумать несколько забавных задач, для поддержания интереса к процессу.
  5. Родителям необходимо поощрять маленьких детей за сортировку и группировку белья для стирки или глажки, раскладывание ложек или вилок в ящички из посудомоечной машины и за другую небольшую работу. Нужно искренне хвалить, чтобы ребенок сам захотел еще раз помочь Вам.
  6. Вместо приказа используйте просьбу о помощи. Во время совместной уборки можно поговорить с ребенком о школе, о друзьях.

Как заставить ребенка убраться в комнате так, чтобы Вы не переделывали за ним эту работу снова? Во-первых, не нужно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. А во-вторых, лучше всего приучить ребенка делать какую-то работу по дому с самого раннего детства. Если можно научить малыша читать или плавать, то так же он может научиться и пылесосить, мыть посуду и делать другие дела по дому. Когда он немного подрастет, тогда можно некоторые дела сделать его обязанностью (только не говоря этого, а как будто разделить зоны ответственности между членами семьи). В таком случае ребенок будет чувствовать себя взрослым и важным, раз ему поручили столь ответственное дело, даже если это будет поддержание порядка в собственной комнате.

Если хотите научить своего ребенка какому-нибудь делу, то сначала покажите сами как его выполнять, так постепенно он познакомится с различными видами работ по дому. Ваш ребенок в скором времени начнет самостоятельную жизнь – будет поступать в институт, устраиваться на работу, со временем женится – и он обязан знать, как вести свое хозяйство и содержать его в чистоте.

Как научить ребенка убирать за собой игрушки и наводить порядок

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

“Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?”

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Кризис 3 лет у ребенка

Правила развития мозга ребенка

Как правильно хвалить ребенка

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку

    Поставить ребенку задачу по возрасту. Посмотреть, что ребенок может делать уже сейчас. Постепенно добавлять к освоенной функции убирать и поддерживать частоту новые дополнительные моменты. Кроме того, решите для себя, когда уборка и поддержание чистоты станет обязанностью для вашего ребенка? Не просто желание «хочу- не хочу», а обязанностью, которую нужно выполнять вне зависимости от желания.

До 2-х лет все делать вместе с ребенком, проговаривая, что именно вы делаете и для чего.

В 2-3 года поручать полить цветы, выбросить что-то, собрать.

В 3-4 года заправить кровать, вытереть грязь по- нормальному, помыть чашку, собрать игрушки самому.

В 4-5 лет собирать свои вещи, раскладывать их, полоскать что-то, выносить мусор.

С 5 лет ребенок может делать многие вещи, главное – научите хорошо.

  • Всегда договариваться с подросшим ребенком, за какое время он сделает то, о чем вы просите? Пусть сам решит. «Ну сейчас!», «Как- нибудь потом», «Завтра»- понятия неопределенные. Просите конкретно назвать, сколько понадобиться время? Например. За сегодняшний вечер справишься? Завтра с утра сможешь?
  • Заранее выясняйте, что именно будет делать ваш ребенок, а если детей несколько -кто и за что будет отвечать? Так вы минимизируете скандалы, обвинения, обиды детей и свое участие в этом деле. А так же добьетесь, что уборка точно будет сделана. И приучите детей отвечать за свою часть плана.
  • Родители платят.

    Читайте также:  Возможности и преимущества стульев для кафе

    Посмотрите на этот пункт и подумайте, чем вы готовы заплатить или поощрить ребенка за то, что он старается поддерживать порядок и чистоту в доме. Особенно это касается момента, что ребенок делает часть взрослых дел. Например, 10-летняя девочка убирает всю 3-х комнатную квартиру сама. Если желание таким образом сказать ребенку «спасибо» вам близко, то чем вы готовы платить? Деньгами? Вниманием? Подарками? Приятными мелочами? Возможностями? Кому- то из детей будет достаточно шоколадки, кому-то нет.

    А кто-то из родителей скажет, что деньги за уборку делают из ребенка не участника общего дела, а работника в семье. Какое понимание ближе вам?

  • Команда. Родители должны показать ребенку собственный пример, как надо поддерживать чистоту, как лучше и быстрее убрать комнату. Ребенок как бы становится частью команды. Разговаривать с ребенком на темы: куда мы идем и к чему стремимся, убирая свое пространство.
  • Очень важно в семье, как распределены обязанности между родителями. Потому что если мама дома делает много, а папа- мало, ребенок всегда возьмет себе меньшую позицию. Будет делать, как папа. И если его чрезмерно (по его мнению) напрягать, он будет сопротивляться и не понимать, почему он должен делать так много, если папа не делает почти ничего. На ребенка будет давить внутренне чувство несправедливости и он будет спорить с вами.
  • Напоминать! Эта работа, которую предстоит делать каждый раз. Есть дети, которым нужно напомнить 10 раз. А есть дети, которым нужно сказать 1000 раз. И никто не знает заранее, сколько придется потратить слов и времени. Даже если ребенок внутри себя уже знает, что ему нужно убрать, напоминать иногда нужно.
  • Не ругайте ребенка за беспорядок. Вместо этого описывайте то, что видите.

    «Я вижу- валяется твоя обувь посреди коридора»,

    «Я вижу после рисования стол весь в грязи»,

    «Твои игрушки лежат на полу».

    Есть такой феномен у наших детей, как внутренний слух, который никогда их не подводит. Когда мы просто описываем то, что видим, ребенок в этом способен уловить правильный посыл. Но помните- на это способны дети после 5 лет. В этом возрасте у них уже есть способность понимать контекст в вашей речи.

    Еще один способ. Не критикуйте за беспорядок, а выражайте пожелания. Вместо: «Что за бардак ты тут устроил? Что за грязь развел?» скажите «Я хотела бы видеть здесь порядок. Я хочу посмотреть на сияющую чистоту».

    Говорите ребенку, что убирать место, где ты живешь – это необходимость. И это та цена, которую он платит, чтобы быть причастным к обществу нормальных людей.

    Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.

    Креативные способы побудить ребенка убрать в своей комнате

    Многие родители задаются вопросом, как заставить ребенка убрать игрушки и навести порядок в своей комнате. Чаще всего взрослые рассказывают детям дошкольного возраста истории про сказочных персонажей, которые забирают вещи и игрушки, разбросанные по дому, а детей постарше лишают чего-либо приятного за непослушание.

    Существуют ли действенные способы привлечь ребенка к домашним делам, не прибегая к страшилкам и наказаниям? Например, в Израиле отец, расстроенный тем, что его сыновья предпочитают компьютерные «стрелялки» помощи по дому, отвез их на «экскурсию» в лагерь беженцев в Восточном Иерусалиме. Увидев последствия войны, мальчики отказались от компьютерных игр и стали больше ценить чистоту и уют родного дома. А родители юной американки, увлеченной соцсетями, забрали у нее на две недели телефон, и все это время выкладывали в ее аккаунт свои шуточные фотографии, на которых они убирают в ее комнате. Девочке стало настолько стыдно за «глупых предков», что она удалила все страницы в социальных сетях.

    Необычные методы воспитания детей применяют и многие известные люди. Например, певица Мадонна призналась, что когда ее дочь Лурдес была подростком, она выкидывала ее вещи, если та оставляла их на полу.

    О том, какие методы воспитания сына применяет певица и актриса Анастасия Стоцкая, вы можете узнать, посмотрев передачу из цикла «Мы-родители!».

    Как приучить ребенка 2-5 лет собирать игрушки?

    Помогите ребенку проявить свои способности. Предоставьте малышу возможность проявить свои лучшие качества. Для этого родителям важно понимать, какого рода способностями обладает их чадо, а также учитывать его возраст. Так, например, малышу двух-пяти лет можно предложить сначала собрать все красные игрушки, потом желтые и так далее. Или – сортировать все предметы по их назначению: машинки в одну коробку, куклы – в другую.

    Как мотивировать ребенка 5-7 лет убирать в своей комнате?

    Многие молодые родители пытаются заставить своих чад выполнить работу по дому, используя нотации и угрозы. Однако на большинство детей пяти-семи лет подобные методы воспитания не оказывают существенного влияния. Детские психологи рекомендуют родителям применять игровой и соревновательный методы воспитания ребенка.

    Придумайте игру

    Вместо того, чтобы кричать на ребенка, превратите процесс уборки детской комнаты и выполнение обязанностей по дому в интересную и увлекательную игру. Например, предложите своему чаду стать полицейским, который ищет пропавшие игрушки и возвращает их на свое место. Это поможет приучить ребенка выполнять порученные ему обязанности самостоятельно.

    Избегайте рутины

    Предложите детям навести порядок в своей комнате, используя необычный инвентарь для уборки помещений. Например, игрушечную швабру или детский пылесос. Чем интереснее и увлекательнее будут ваши поручения, тем больше ребенка привлечет выполнение домашних обязанностей. Так, можно попросить чадо выполнить какое-либо задание на скорость. После чего стоит поощрить ребенка, чтобы у него был стимул доводить дело до конца. Главное, чтобы поощрение было разумным.

    Устройте соревнования между детьми

    Если в семье несколько детей, можно устроить соревнования между ними. Например, предложите им принять участие в состязании «Кто первый соберет игрушки с выделенного ему участка» или «Кто лучше всех вымоет пол в квартире». Это поможет разнообразить досуг детей увлекательными занятиями и ненавязчиво привлечь их к выполнению домашних работ и поручений родителей.

    Создайте интригу

    Чтобы заставить ребенка убрать игрушки, спрячьте одну из его любимых игрушек или вещей и предложите найти ее. Измучившись с ее поисками, ваша дочь или сын, скорее всего, сами захотят навести порядок в детской комнате.

    Дайте понять ребенку, когда он поступает неправильно

    Если чадо игнорирует просьбы помочь по дому, родители также могут «отказаться» выполнять свои родительские обязанности. Так, например, мама может «забыть» о том, что они с сыном или дочерью собирались в кино или в кафе, а папа – взять с собой ребенка на рыбалку или в парк на выходных.

    Как приучить подростка убирать в своей комнате: 6 рекомендаций родителям

    В процессе полового созревания, когда организм ребенка перестраивается, многие подростки испытывают приступы хронической усталости и апатии или выражают протестное отношение, выражая свою «взрослость». В этом возрасте они могут полностью игнорировать любые просьбы и требования взрослых. Я-родитель предлагает несколько методов побудить подростка помогать родителям.

    Мотивируйте ребенка

    Постарайтесь донести до ребенка, что его репутация и успешность во взрослой жизни во многом зависят от того, как он относится к своим обязанностям уже сейчас. Объясните ему, что уборка комнаты, например, сформирует у него такие личностные качества, как дисциплинированность и ответственность, которые необходимы для достижения успеха в любой сфере жизни.

    Найдите пример для подражания

    Обратите внимание чада на людей, которые могут быть примером для подражания. Это может быть молодой преуспевающий человек из числа ваших знакомых, у которого подросток мог бы учиться правильному отношению к жизни. Для сравнения найдите в своем окружении человека, жизнь которого не является примером. Если удастся, убедите его сказать при подростке что-то вроде: «А ведь мама мне говорила – большое начинается с малого. Надо было слушаться, не пришлось бы теперь дворы мести». На впечатлительных детей этот способ действует безотказно.

    Стимулируйте стремление стать взрослым

    Заставить подростка убрать свою комнату, если он сам этого не хочет, очень сложно. В этом случае скажите чаду, что если он не может поддерживать минимальный порядок в своей комнате, значит, он недостаточно взрослый и ему не стоит позволять того, что обычно позволяют его сверстникам. Такой подход может кардинально изменить отношение подростка к домашним обязанностям.

    Поддерживайте энтузиазм

    Многим детям в подростковом возрасте уборка комнаты или выполнение других домашних обязанностей кажется скучным и неинтересным. Если ребенка ничего не интересует, родителям стоит помочь ему раскрыть свои творческие способности, выявив интересы и склонности чада. В этот период взрослым крайне важно поддерживать энтузиазм детей. Например, предложите сыну или дочери провести досуг вместе: прогуляться в парке, сходить в кафе или посетить интересную выставку.

    Демонстрируйте уважение

    Вы можете предложить подростку навести порядок вместе. Однако перед тем, как начать уборку в комнате ребенка, родителям стоит понять, как он это воспримет: у него могут быть секреты, которыми он не захочет делиться с вами. Психологи советуют родителям не критиковать свое чадо или, что еще хуже, сравнивать его с кем-то из сверстников с намерением пристыдить. В подростковом возрасте дети болезненно реагируют на критику в свой адрес. Крик и угрозы сделают ребенка более замкнутым и недоверчивым. Не забывайте, подросток хоть и находится в зависимости от родителей, но уже имеет свою точку зрения, которую стоит уважать. Предложите ему провести уборку в несколько этапов. Это значительно легче, чем делать все и сразу. Хорошо, если успехи ребенка в этом деле будут как-то отмечены. В некоторых случаях достаточно одной похвалы, чтобы подросток захотел поддерживать минимальный порядок в своей комнате.

    Покажите личный пример

    И самое главное – приучайте ребенка убирать в своей комнате на личном примере. Ведь если вы сами мало заботитесь о чистоте и порядке в доме, не стоит ждать от своего чада другого поведения.

    Не стоит требовать от детей соблюдения идеального порядка в комнате – это верный способ внушить им отвращение к домашним обязанностям. Позвольте им самим принимать решения и нести за них ответственность. Это простое правило поможет воспитать в ребенке самостоятельность и инициативность.

    Екатерина Кушнир

    Портал «Я–родитель» предлагает пройти тест, который позволит понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

    Как приучить ребенка к порядку?

    Советы для родителей как справиться с ребенком

    Как-то раз я заглянула в комнату сына моей приятельницы и ужаснулась. Грязная одежда была разбросана по полу, несвежие носки были распиханы повсюду: под кроватью, за компьютером, на книжных полках. На столе — пустая банка из-под варенья и несметное количество пакетиков от конфет, чипсов и попкорна. Под кроватью валялись использованные полотенца, стены украшали ободранные выцветшие постеры.

    Читайте также:  Основные преимущества приобретения шкафов-купе для жилых помещений

    Очень часто беспорядок в доме приводит к серьезным семейным разногласиям. В ходе одного неофициального исследования выяснилось, что большинство ссор между родителями и детьми происходит вовсе не из-за плохого поведения или прогулов в школе. Главной причиной являются беспорядок в комнате ребенка и его нежелание там убирать.

    Родители реагируют на такое поведение ребенка слишком агрессивно: запугивают, стыдят своих детей, не понимая, что подросток просто не замечает беспорядка. Он не нуждается в чистоте.

    Не так давно учены доказали, что причина такого отношения к своему жилищу имеет биологические корни. Изучения с помощью томографии в Институте психических заболеваний показали, что у подростка лобовая часть, отвечающая за распределение последовательности действий, внимание, организованность, находится в развитии почти до 18-19 лет. Так что, проблема заключается не в том, что дети не хотят наводить порядок, а в том, что не знают, как это сделать.

    Ну или хотя бы им нужна чья-то помощь. Мы поговорили с тремя женщинами, которые нашли свой собственный подход к данной проблеме. Они смогли приучить своих детей к порядку. Затем мы поинтересовались у профессиональных психологов об эффективности предложенных методов. Вот что мы выяснили.

    Соедините уборку и чтение книг

    Евгения, мама 10-летнего мальчика, читает сыну книгу, в то время как они убираются в комнате. “Так мы прочитали всего “Гарри Поттера” и “Властелина Колец”, — говорит Евгения. — Я сделала это открытие, еще когда сын ходил в садик. Теперь он любит не только чистоту, но и чтение книг, что очень важно”. Если ребенок прекращал уборку и просто слушал, Евгения тоже останавливалась и не продолжала историю до тех пор, пока сын снова не брался за дело. Теперь, когда ее мальчик занят помимо уроков еще кучей дел (футбол, баскетбол и рисование), они наводят порядок в комнате только по выходным.

    Почему это работает

    Евгения не только создала благоприятную обстановку для уборки комнаты, она еще и участвовала в самом процессе. Для детей присутствие родителей в любой ситуации очень важно. Им нужны помощь, поддержка взрослого. Используя такой метод, вы сотрудничаете со своим ребенком. Евгения не навязывала сыну уборку, она не хотела превратить это в наказание. Наоборот, у него появился стимул к наведению порядка в своей комнате. Если ваш ребенок уже вырос из того возраста, когда ему можно читать, попробуйте ставить его любимых исполнителей, пока сын (дочь) убирается в комнате, советует наш психолог.

    Все должно лежать на своих местах

    Александра решила вместе со своими дочерями (5 и 11 лет) найти для каждого предмета в их комнате свое определенное место. На это ее вдохновила книга “Организация вашего пространства”.

    “Мы собрали в детской все вещи (игрушки, тетрадки, книжки, одежду, статуэтки и т. д.), сложили их в коробки, поставили на середину комнаты и по очереди нашли определенное место для каждого предмета, предварительно рассортировав их по категориям, — рассказывает Александра. — Перед этим я купила много ящиков, каждый мы вместе с дочерями подписали (например, “Мягкие игрушки” или “Конструкторы”) и сложили туда соответствующие вещи.

    Нам не только удалось разобраться в детской, но я еще узнала кучу интересных вещей про своих девочек. Например, моя старшая дочь обожает красивые кошелечки (были 4-5 маленьких сумочек, с которыми она никак не могла расстаться). Таким образом, появилась коробка с надписью: “Сумочки и кошельки”.

    Позже дочки пристрастились к тому, чтобы подписывать каждую вещь, особенно им нравилось писать разноцветными маркерами. “Возможно, такой способ помогает детям раскрыть свои желания и пристрастия”, — предположила Александра.

    Конечно, в комнате девочек не всегда идеальный порядок. Но теперь уборка дается гораздо легче, потому что они знают быстрый и проверенный способ.

    Почему это работает

    Если вы определите для каждой вещи свое место, то это гарантирует то, что хотя бы половина вещей будет убрана. Иногда ребенку просто некуда складывать вещи, поэтому они валяются на полу и под кроватью. Ребенок обязательно должен знать, куда ему класть грязное белье, ему также необходимы ящики для игрушек и полки для книг.

    Планируя детскую, вы должны учесть все вышеперечисленное. Но не забудьте, что малыш нуждается в пространстве — не стоит загромождать его мебелью. Вместо того чтобы ругать и заставлять детей убираться в своей комнате, предложите им вместе разобраться и выбросить старое, чтобы потом заново создать интерьер. Если ребенок согласен, обратите внимание на то, что он больше любит: раскладывать вещи по коробкам, подписывать ящики или он быстро устает от уборки.

    Некоторые дети долго не могут привыкнуть к новым обязанностям. Не стоит давить на детей и заставлять убираться — это только ухудшит обстановку. “Я была удивлена, когда узнала, что многие подростки , особенно мальчики, хранят старые мягкие игрушки и машинки под подушками и в других потаенных местах своих комнат”, — говорит детский психолог Марина Оськина. Подростковый период — очень сложный для любого ребенка, порой ему просто необходимы родительская поддержка и понимание.

    Помогите ребенку приспособиться к рутинной жизни

    Анна разработала целую систему, по которой дети могли бы выполнять свои домашние обязанности. У Анны два сына (13 и 15 лет). “Всякий ребенок и взрослый могут осваивать один и тот же материал абсолютно разными способами, — рассказывает Анна. — Однажды я, наконец, осознала, что каждый из моих сыновей нуждается в индивидуальных инструкциях по выполнению одного и того же задания, будь то уборка комнаты или домашняя работа”.

    Эта мысль пришла ей, когда одному из мальчиков было 10 лет, а второму 12. “Моему младшему сыну стоило только сказать: “Уберись в комнате”, — и он тут же это делал, его просто нужно было направить. На старшего же не действовало ничего: ни крики, ни уговоры. Тогда я поняла: для выполнения задания ему надо установить последовательность действий. Когда я разделяла работу по пунктам, он легко справлялся с задачей”. Анна начала с того, что попросила его отобрать те журналы, которые можно выкинуть, и те, которые он бы хотел оставить. После этого предложила ему каждый день делать что-нибудь по дому: в понедельник собрать в комнате грязное белье, во вторник сложить ненужные вещи в коробку и т. д.

    “Мой старший сын хочет стать бизнесменом, так что мы пошли в магазин — посмотреть, как обустроен офисный кабинет, какие аксессуары можно было бы приобрести”. А младший сын Анны присмотрел себе множество разноцветных ящиков и коробок, в которые он будет складывать свои игрушки и конструкторы “Лего”.

    “К концу недели в детской все равно царит беспорядок, — говорит Анна, — но я больше не переживаю по этому поводу, потому что уверена — теперь мои мальчики знают, как действовать”.

    Почему это работает

    Каждый родитель должен понимать потребности своего ребенка. “Раньше я тоже постоянно ругала своего ребенка за беспорядок в комнате, — рассказывает психолог Марина Оськина. — Но однажды я увидела, как он читает книжки на полу книжного магазина. Он брал книгу, прочитывал одну главу, затем брал другую, прочитывал главу из нее от начала до конца и ставил на место. После этого случая я поняла, что для меня беспорядок значит вовсе не то же самое, что для моего сына — просто его мир состоит из других, отличных от моего, вещей. Мы договорились с ним, что единственное правило, которое нужно выполнять — не хранить испортившуюся еду в комнате, остальное — на его усмотрение”.

    Терпение и понимание могут принести достойные результаты. Только на своем личном опыте ребенок может понять, насколько важно организовывать свое время и пространство.

    И, наконец, поймите, что никто не идеален! Заметьте: двое из родителей, которые рассказали нам свои истории, признают, что комнаты их детей и по сей день частенько находятся в полном беспорядке. Фраза, которую должен усвоить каждый родитель: “Твоя комната сводит меня с ума, но я все равно тебя люблю”. Помните, что ребенку нужна ваша помощь, он не может приучиться убирать свою комнату, если вы ему не подадите пример. А самое главное, не забывайте, беспорядок — это не причина для ссоры. Любите и берегите друг друга.

    4 простых правила, как научить ребёнка убирать за собой

    4 простых правила, как научить ребёнка убирать за собой

    Вы убираете квартиру вместе с детьми или за них? Многие психологи считают, что ребёнку полезно играть по общим для всей семьи правилам — это касается и наведения порядка. Как приучить детей не разбрасывать вещи или собирать их, рассказывает японская писательница Нагиса Тацуми, книга которой вышла в издательстве «Бомбора».

    1. Определите место

    Когда приходится раздумывать над каждым действием, работа превращается в сплошную мороку. Нужно создать для уборки условия, в которых можно действовать не задумываясь. Для этого очень важно, чтобы каждая вещь имела своё определенное место. Главный критерий — на этом месте она должна быть доступна для использования.

    Ножницы можно убрать в верхний ящик стола. Школьные распечатки — во второй. Кукол поставить на полку возле кровати. Вязаных зверей — в ящик шкафа, где хранятся игрушки. Радиоуправляемые машинки — на верхнюю полку этого же шкафа.

    Шапку — на крючок в прихожей. Снятую одежду — на вешалку…

    Нетрудно решить, что модели самолетов можно поставить на одну полку с радиоуправляемыми машинками, а цветные карандаши положить в ящичек с мелками. Это сумеет даже ребёнок. Родителям нужно плавно подвести его к тому, чтобы он делал это самостоятельно.

    Детям непросто распределить свои вещи на группы и придумать, куда и как их лучше убрать

    Поэтому родителям нужно сначала в общих чертах представить себе, на какие категории их можно разделить, и приготовить для каждой категории свой «уголок».

    Например: учебный уголок, уголок для одежды, уголок для разных игрушек, уголок для книг и т. д. Затем распределяем вещи в уголках на более мелкие группы. Например, одежда: свитеры и кофты, рубашки, нижнее белье, мелочи и т. д. Определяем, куда и как складывать вещи каждой группы.

    Но это еще не всё. Теперь нужно решить вопрос о количестве вещей. Их должно быть столько, чтобы мы легко с ними управлялись, чтобы они не валялись, забытые и никому не нужные. Не стоит бесконечно захламлять шкафы.

    Ребёнку сложно понять, сколько ему нужно вещей. Он пока не может составить себе общее представление обо всем, что его окружает в жизни. Родители должны сами это решить, исходя из характера и привычек ребёнка, и объяснить, куда что класть.

    2. Определите идеальное количество вещей

    Если ребёнок жалуется, что коробка уже полная и в неё больше ничего не помещается, найдите сломанное и ненужное и сразу выбросьте это. Не нужно готовить новые коробки, бездумно увеличивая количество вещей.

    Старайтесь заполнять места хранения примерно на 70%. Люди часто пытаются уместить как можно больше, занимая все 100% или даже 150% пространства и не оставляя ни одного свободного миллиметра. Но если все так уплотнять, то потом сложно класть обратно то, что вы вытащите, да и доставать нужный предмет непросто.

    Читайте также:  Как купить квартиру которая в залоге у банка

    Пока все коробки и полки не заполнятся, вы наверняка будете добавлять туда что-то новое. Приучите себя, убирая на хранение очередную вещь, заодно проверять, нет ли в коробках того, что можно выбросить. В будущем это упростит вам задачу.

    Конечно, вам может понадобиться еще одна коробка. Это означает, что вашему ребенку нужно немного больше вещей, чем вы думали.

    3. Обозначьте время

    Одним простым замечанием можно дать понять, что действовать нужно прямо сейчас. Если вы видите, что ребёнок собирается бросить ножницы, скажите ему, что нельзя оставлять их где попало. Если он вставал на стул, чтобы что-то достать, и потом забыл его убрать, напомните ему, что стул стоит не на месте.

    Это применимо и к более продолжительным действиям. Если ребёнок достает сначала кубики, потом игрушечную железную дорогу, потом оригами, мягко остановите его. Достаточно простых слов: «Убери здесь немного, а потом продолжай, хорошо?» или «Сначала убери на место то, во что поиграл, а потом уже доставай другие игрушки». Можете сказать ему один раз в конце дня: «Ну что ж, уже вечер, пора тебе убрать все на место».

    Возвращать вещи на место — дело привычки. Первые замечания вряд ли понравятся ребёнку, и, возможно, он будет вам перечить. Но если вы неустанно повторяете одно и то же, как будто сразу убирать — это само собой разумеющееся действие, то он постепенно привыкнет к этой мысли. Для него это станет так же естественно, как выключить свет, выходя из туалета.

    Людям вообще не нравится, когда им указывают, что делать. Даже то, с чем ты охотно справился бы по своей воле, тяжело делать по указке

    Если родители заставляют помыть посуду, то тебе не хочется ее мыть. Но если ты сам решил помочь, то с радостью берешься за дело. Наверняка у каждого был похожий опыт.

    Если у родителей с детьми складываются хорошие отношения, то рано или поздно ребёнку надоест делать всё по указке и он начнет действовать сам. Поэтому родителям нужно проявить мудрость, чтобы понять, когда можно делать замечание. Например, если ребенок только собирался убрать вещь на место, а вы ему говорите: «ты не положил, куда нужно», то он вам возразит, что «как раз собирался», и будет только хуже.

    Тем не менее родительское воспитание чуть ли не полностью состоит из настойчивого повторения одних и тех же установок. Там, где посторонний человек сдаётся с первого раза, родители, выполняя свою социальную роль, повторяют снова и снова, не поддаваясь эмоциям и поддерживая свой авторитет.

    Наверное, родителям ничего другого не остается, пока их дети в таком возрасте, когда привычку можно сформировать только с помощью слов.

    4. Расскажите о том, что убирать вещи нужно так, чтобы их было легко доставать

    Обозначение временных рамок важно для того, чтобы ребенок, придя домой, возвращал на место то, что он брал с собой. Скажите ему, что он оставил в прихожей свою сумку, и он сам догадается ее убрать. Вам достаточно просто констатировать факт, например: «на стуле лежит контейнер для еды». Не нужно говорить «убери»: ребенок все поймет и так. Но всё же обозначения временных рамок недостаточно.

    Выше я уже говорила, что вещи легко убирать без лишних размышлений, если у них есть свое место. Точно так же и с удобством: если вещь лежит так, что ее легко достать и убрать, вам будет просто ею пользоваться.

    Давайте подумаем, удобно ли хранить куртку, которую вы носите каждый день, в шкафу в спальне, если спальня на втором этаже, а прихожая, ванная и гостиная — на первом? Придя домой, вы снимете куртку перед тем, как помыть руки, и бросите ее куда-нибудь на диван в гостиной. Может быть, вы унесете ее на второй этаж только перед сном или вообще оставите внизу, ведь все равно завтра опять одеваться. Если бы вешалка для верхней одежды была где-то между прихожей и ванной, вы бы смогли сразу повесить куртку и пойти мыть руки.

    У моих знакомых в прихожей стоят три коробки для троих детей, чтобы каждый из них мог после школы сложить туда свои вещи. Но их мама жалуется, что убирать в итоге приходится родителям. Умение заставить ребенка делать то, что нужно, служит показателем, насколько хорошо родитель справляется со своей ролью.

    Другой пример: допустим, ваш ребенок ходит на кружок рисования. Что будет, если вы сделаете местом для хранения красок верхнюю полку книжного шкафа? Наверняка ребенку будет лень каждый раз залезать на стул, поэтому краски останутся валяться на полу всю неделю.

    Если так происходит, значит, следует серьезнее отнестись к определению места для вещи. То, чем вы пользуетесь крайне редко, от силы один-два раза в год, можно размещать на верхних полках. Для вещей, которые нужны часто (каждый день, раз в неделю и т. д.), старайтесь выбрать место, до которого легко достать, не вставая на стул и не садясь на корточки. Кроме того, детям бывает неохота постоянно открывать коробки и неудобно каждый раз уплотнять их содержимое, если они набиты.

    Почему у ребенка не получается убрать или выбросить то, что он принес домой? Ведь если определено место для хранения, остается просто положить вещь куда следует. Поводов для этого может быть много, но причина — в банальной лени.

    Когда приносишь домой что-то новое, нужно выбрать, где это хранить. Пока место не определено, остается большой соблазн положить новую вещь «где-нибудь тут».

    Как приучить детей к уборке: 2 важных правила

    Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?

    Ключевым моментом в воспитании детей многие родители считают приучение ребенка наводить порядок в своей комнате. Безусловно, это важный и практически необходимый навык. Начинается все с уборки игрушек в самом раннем возрасте. Но не все дети с готовностью выполняют эту обязанность. Как приучить свое чадо к порядку?

    Приучаем ребенка к порядку

    Для этого существуют 2 важных правила

    Не думайте, что ваш сын (или дочь) с готовностью и без напоминаний станут делать в доме уборку и следить за порядком, если вы сами его не поддерживаете. Ключ к любому воспитанию – собственный позитивный пример.

    Когда мама ест пиццу у компьютера и оставляет тарелку с крошками тут же, забывая о ней, когда папа надевает утром не чищенные ботинки, для ребенка это – образец порядка. И не стоит требовать от него чего-то иного.

    Важно учить детей следить за порядком еще в ранние годы, чтобы не сформировалась привычка разбрасывать вещи. В противном случае любовь к беспорядку будет крайне сложно искоренить. В этом вопросе не бывает «рано»: правила поддержания чистоты и порядка закладываются у малышей рано: это происходит, когда ребенок начинает ходить, внятно говорить и осознает себя отдельной личностью.

    В каждом возрастном периоде имеется специфика приучения к порядку и уборке

    Возраст 2-3 года

    В данный период придется набраться терпения. Дети еще не могут держать в памяти правила поведения, концентрировать внимание. Поэтому вам придется раз за разом напоминать о том, что надо, например, собрать игрушки в корзину (коробку).

    Это необходимо знать! До 4-х лет малыши в силу физических и психологических нюансов не могут самостоятельно и без напоминаний наводить порядок и раскладывать предметы по местам.

    Детям приятно пребывать в хаосе, им присущ данный способ организации пространства. Но прививать любовь к чистоте и порядку следует начинать с первых лет.

    Превратите уборку в увлекательную игру. Совместная деятельность объединяет, дарит положительные эмоции. Пусть это будет веселая забава, результатом которой явится убранная комната.

    Пока ребенок вам только помогает в меру своих возможностей. Если вы заметили, что сын или дочь проявляет инициативу и начинает сам выполнять какие-либо домашние дела – не останавливайте, не критикуйте, а, наоборот стимулируйте и поощряйте его.

    Выделите ребенку персональные подручные средства (тряпочку для стирания пыли, веничек, совок). В возрасте «я сам!» это очень важные моменты. Делать уборку вместе необходимо систематически, не «под настроение».

    Возраст 4-6 лет

    Навык убирать и складывать вещи уже сформирован, и ребенок, поиграв, уже в состоянии располагать игрушки по местам без помощи взрослых.

    Процесс уборки должен быть комфортным. Например, выдвижные ящики, полки – на соответственном для ребенка уровне.

    Закрепляйте в памяти сына или дочки, как именно должны располагаться предметы, игрушки. Пусть это будет так, как ему удобно.

    Прекрасное подспорье в формировании навыка уборки – это сказки.

    Это необходимо знать! Сказочные образы и герои – язык, наиболее понятный детям 4-х-6-ти лет. Берите на вооружение знакомые нам с детства сказки и придумывайте их вместе с ребенком в процессе уборки.

    Возраст 7-8 лет

    Первые школьные годы – это время, когда порядок крайне необходим для школьника, чтобы процесс обучения проходил максимально эффективно.

    Важность приобретают систематизация окружающего пространства: организуйте на пару с ребенком порядок в помещении таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте. Книги – на полке, игрушки – в специально приспособленном ящике, одежда – в платяном шкафу, школьные принадлежности – в письменном столе.

    В этот период пора привлекать ребенка к посильным ему делам по дому.

    Это необходимо знать! Стоит ли поощрять денежно работу по дому? Нет, если мы говорим о ежедневных, беспрекословных обязанностях ребенка. Однако, не возбраняется поощрять работу, проделанную сверх нормы.
    Важно понимать, что не все является мусором. Это могут быть ценные для ребенка мелочи, его «сокровища»: коллекция камешков, поделки, различные материалы для творчества.

    Подростковый период

    А теперь вспомните себя в этом возрасте. Как для вас было необходимо персональное пространство, как вы ревностно оберегали тайны и собственное право пользоваться вещами и комнатой. Теперь вы можете понять своего дорогого подростка.

    Не нарушайте его персональные личные границы. Не начинайте наводить порядок в его вещах. Не посягайте на подростковые тайны.

    Это необходимо знать! Если беспорядок в помещении, где живет подросток – только верхушка айсберга, и вас тревожит его поведение, имеет смысл проконсультироваться с психологом, чтобы наладить отношения и вместе справиться с проблемой ребенка.

    Конкретная форма порядка или, наоборот, беспорядок в детской комнате – это внешнее проявление его сути. Учитесь понимать своего ребенка, не теряйте с ним контакт, будьте ему другом.опубликовано econet.ru.

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

    Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
    Подпишитесь на наш ФБ:

  • Ссылка на основную публикацию