Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Комментарий к статье 800 ГК РФ

1. Наряду с ответственностью за причинение вреда имуществу перевозчик отвечает за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В данном случае согласно отсылочному правилу ст. 800 ГК ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, наступает по правилам гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Однако законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Аналогичное правило о повышенной ответственности, но более общего характера, касающееся любых договорных обязательств, установлено в ст. 1084 ГК. Вместе с тем строго формально в последнем случае речь идет о более высоком размере ответственности, тогда как категория “повышенная ответственность” по ст. 800 ГК может касаться повышения не только размера ответственности, но и расширения ее оснований.

2. Ответственность перевозчика, как правило, наступает по положениям ст. 1079 ГК об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в частности, перевозчик отвечает независимо от вины. Определение размера вреда, подлежащего возмещению, а также лиц, имеющих право на получение возмещения, производится по правилам § 2 гл. 59 ГК (возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина).

Не исключена возможность наступления ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира по общим правилам деликтной ответственности (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. Ю.К. Толстого, М., 2003. С. 518 (автор – Ф.М. Полянский)), т.е. по ст. 1064 ГК при наличии вины перевозчика. Такой подход представляется в определенной степени оправданным, в частности для отдельных ситуаций, связанных с воздушной перевозкой пассажира, которая согласно ст. 117 ВК включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Как видно, в период, юридически считающийся воздушной перевозкой, вред жизни и здоровью пассажира при нахождении его на земле может быть причинен и такими обстоятельствами, которые могут и не быть связанными с источниками повышенной опасности.

3. В целях защиты прав пассажиров и иных лиц, состоящих с пассажирами в определенных семейно-правовых отношениях (родители, дети и др.), транспортное законодательство может устанавливать размеры возмещаемого вреда и в твердых суммах. Например, согласно п. 1.1 ст. 117 ВК перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

Для обеспечения реализации обязанности перевозчиков возмещать вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, в том числе выплачивать подобные компенсации, возмещать иной вред в законодательстве обычно предусматривается использование такого инструмента, как обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ст. 133 ВК и др.).

Другой комментарий к статье 800 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья декларирует, что ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира является внедоговорной и строится по общегражданским правилам (гл. 59 ГК). Соответственно, транспортные законы не могут вводить правила, устанавливающие иные основания ответственности или ограничивающие объем ответственности перевозчика. Повышенная ответственность перевозчика может быть установлена законом или договором, но в действующих транспортных кодексах и уставах такая повышенная ответственность не установлена.

Объем возмещения вреда определяется по правилам ст. 1085 ГК РФ. Что касается оснований возникновения ответственности, то в литературе чаще всего обращается внимание на то, что ответственность перевозчика за причинение вреда наступает как у владельца источника повышенной опасности, т.е. без вины (ст. 1079 ГК). В то же время при возмещении вреда жизни и здоровью, возникшего в связи с исполнением договора перевозки пассажира, применение норм ст. 1079 ГК РФ возможно только в тех случаях, когда причиненный вред находится в непосредственной связи с действием источника повышенной опасности (в том числе авария, катастрофа). Как представляется, в тех случаях, когда вред причиняется в связи с другими обстоятельствами (например, заболевание пассажира в связи с неисправностью отопительной системы транспортного средства), ответственность перевозчика должна наступать за вред, причиненный вследствие недостатков оказанной пассажиру услуги. В соответствии со ст. 1095 ГК РФ ответственность перевозчика в этих случаях наступает независимо от его вины, но с учетом положений ст. 1098 ГК РФ, содержащей основания освобождения перевозчика от ответственности.

Поскольку ответственность за причинение вреда жизни и здоровью является внедоговорной, “перевозчик в равной мере отвечает как перед пассажиром, с которым заключен договор перевозки, так и перед безбилетным “пассажиром” .

——————————–
Комментарий к Гражданскому кодексу РСФСР / Под ред. С.Н. Братуся, О.Н. Садикова. С. 465 (автор – В.Т. Смирнов).

Комментарии и консультации юристов по ст 800 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 800 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Ответственность перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира

В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама статья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсылочный характер. В ней говорится: “Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если

законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика”.

До принятия Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”” (далее – Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ) транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК и КТМ, также не регулировали ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ содержал в отсылочной норме лишь указание на такую ответственность. Причем эта норма была сформулирована в самом общем виде: “Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации” (ст. 113). Что касается УАТГНЭТ и КВВТ, то в них вообще отсутствовала норма об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.

Своеобразный подход к регулированию ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, демонстрирует КТМ. Он распространил правила, касающиеся ответственности перевозчика, которые закреплены в гл. 9 “Договор о морской перевозке пассажиров” только на перевозку в заграничном сообщении, если перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации. Этими правилами установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах (ст. 190 КТМ). В соответствии со ст. 11 КТМ расчетная единица – это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

Правилами определено, какие периоды включает в себя перевозка пассажира.

Следует отметить, что в КТМ указанными правилами гл. 9 закреплено также положение, согласно которому решение вопроса о доказывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораблекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186) [1] .

Что касается случаев, когда перевозчик и пассажир являются организациями и гражданами Российской Федерации, то Кодексом ответственность перевозчика устанавливалась в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ.

Наиболее полно вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, урегулирован в ВК. Кодексом, во-первых, было закреплено положение, которое, по сути, повторяло формулировку ст. 800 ГК. Во-вторых, в п. 1.1 и 1.2 ст. 117 ВК закреплены и действуют размеры компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира [2] . Существенный момент, нашедший урегулирование в Кодексе, касается определения периодов воздушной перевозки пассажиров.

Читайте также:  Новый подход в оформлении интерьера ванной

С принятием Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ в транспортные уставы и кодексы включена типовая норма, в соответствии с которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, определяется международными договорами РФ, либо если транспортным законом (уставом или кодексом) или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

Вместе с тем транспортные законы (за исключением ВК) дополнены нормами, конкретизирующими размеры компенсаций, выплату которых перевозчик обязан обеспечить в счет возмещения причиненного вреда. Для всех они также носят типовой характер и заключаются в следующем.

  • 1. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан – супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
  • 2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
  • 3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни и здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

Следует отметить, что дополнения Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ относительно размеров выплат компенсаций в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, не коснулись ВК, так как были закреплены ранее Федеральным законом от 04.12.2007 №331-Ф3.

Для решения вопроса об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира принципиальное значение имеет определение временных рамок, в пределах которых она может возникнуть. Как уже отмечалось, этот вопрос урегулирован только в КТМ и ВК. В них определены периоды ответственности перевозчика. В остальных транспортных законах они не упоминаются. Поэтому Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ дополнил УАТГНЭТ, УЖТ и КВВТ нормами, устанавливающими указанные периоды. Это период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки из него. Для внутреннего водного транспорта включены также периоды, связанные с доставкой пассажира водным путем с берега на судно и доставки его с судна на берег.

Оценивая регулирование сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни или здоровью, отметим, что оно является важным шагом гармонизации российского транспортного законодательства с международными транспортными источниками.

Вместе с тем нельзя не обратить внимание на два негативных момента. Во-первых, приведенные суммы возмещения значительно уступают суммам, закрепленным в международных транспортных источниках. Во-вторых, в российских законодательных актах не предусмотрен механизм учета инфляции при определении сумм возмещения.

Для сравнения приведем некоторые данные условий ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров. Так, например, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в приложении “Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (ЦИВ)” установила возмещение в случае гибели пассажира в пределах 175 тыс. СДР. При этом лицам, которых он обязан обеспечивать, или в будущем был бы обязан обеспечивать, в связи с потерей кормильца, также должно быть выплачено возмещение [3] . Потери же в связи с несохранностью ручной клади должны быть возмещены в размере до 1400 СДР.

Согласно Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция) сумма не должна превышать 100 тыс. СДР (специальных прав заимствования – п. 1 ст. 21 данной Конвенции) на каждого пассажира. Установлены пределы ответственности в отношении багажа. Так, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СДР в отношении каждого пассажира [4] .

Принципиальное положение, нашедшее закрепление в Монреальской конвенции, касается пересмотра пределов ответственности. Пересмотр осуществляется каждые пять лет с использованием коэффициента инфляции, который соответствует совокупным темпам инфляции за период времени, прошедший со времени предыдущего пересмотра.

Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Комментарий к статье 800 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья сохраняет норму гражданского права РФ, согласно которой ответственность перевозчика за жизнь и здоровье пассажира независимо от заключения им договора перевозки носит характер внедоговорной (деликтной) ответственности вследствие причинения вреда и наступает по правилам гл. 59 ГК.

2. Такое решение означает установление более строгой ответственности перевозчика, ибо согласно ст. 1079 ГК использование транспортных средств рассматривается как деятельность с повышенной опасностью для окружающих и ответственность причинителя вреда наступает независимо от его вины (см. коммент. к этой статье).

3. Повышенная ответственность перевозчика может быть предусмотрена законом или договором перевозки. В настоящее время такое регулирование установлено ст. 96 ВК, согласно которой перевозчик несет ответственность за вред, причиненный смертью или повреждением здоровья пассажира при воздушной перевозке, если не докажет, что вред возник вследствие умысла самого потерпевшего.

Повышенная ответственность за вред, причиненный здоровью пассажира радиационным воздействием транспортных средств, использующих ядерные реакторы, вытекает из ст. ст. 3, 53 и др. статей Закона об атомной энергии. Такая ответственность наступает без вины и исключается вследствие непреодолимой силы, военных действий, вооруженных конфликтов и умысла потерпевшего (ст. 54 Закона). Однако предел такой ответственности может быть ограничен (ст. 55 Закона).

4. При международных перевозках ответственность перевозчика перед пассажиром определяется условиями соответствующих международных соглашений (транспортных конвенций), обязательных для РФ, и может быть ими ограничена определенным максимальным пределом.

Другой комментарий к статье 800 ГК РФ

1. Наряду с ответственностью за причинение вреда имуществу перевозчик отвечает за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. В данном случае согласно отсылочному правилу ст. 800 ГК ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, наступает по правилам гл. 59 ГК об обязательствах вследствие причинения вреда. Однако законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Аналогичное правило о повышенной ответственности, но более общего характера, касающееся любых договорных обязательств, установлено в ст. 1084 ГК. Вместе с тем строго формально в последнем случае речь идет о более высоком размере ответственности, тогда как категория “повышенная ответственность” по ст. 800 ГК может касаться повышения не только размера ответственности, но и расширения ее оснований.

2. Ответственность перевозчика, как правило, наступает по положениям ст. 1079 ГК об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, в частности, перевозчик отвечает независимо от вины. Определение размера вреда, подлежащего возмещению, а также лиц, имеющих право на получение возмещения, производится по правилам § 2 гл. 59 ГК (возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина).

Не исключена возможность наступления ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира по общим правилам деликтной ответственности (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева. Ю.К. Толстого, М., 2003. С. 518 (автор – Ф.М. Полянский)), т.е. по ст. 1064 ГК при наличии вины перевозчика. Такой подход представляется в определенной степени оправданным, в частности для отдельных ситуаций, связанных с воздушной перевозкой пассажира, которая согласно ст. 117 ВК включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром. Как видно, в период, юридически считающийся воздушной перевозкой, вред жизни и здоровью пассажира при нахождении его на земле может быть причинен и такими обстоятельствами, которые могут и не быть связанными с источниками повышенной опасности.

3. В целях защиты прав пассажиров и иных лиц, состоящих с пассажирами в определенных семейно-правовых отношениях (родители, дети и др.), транспортное законодательство может устанавливать размеры возмещаемого вреда и в твердых суммах. Например, согласно п. 1.1 ст. 117 ВК перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

Читайте также:  Возможности и преимущества стульев для кафе

Для обеспечения реализации обязанности перевозчиков возмещать вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров, в том числе выплачивать подобные компенсации, возмещать иной вред в законодательстве обычно предусматривается использование такого инструмента, как обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ст. 133 ВК и др.).

Остались вопросы по ст 800 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 800 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Статья 800 ГК РФ. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Новая редакция Ст. 800 ГК РФ

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Комментарий к Статье 800 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 800 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья носит отсылочный характер. В ней устанавливается, что за причинение вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик отвечает по правилам о деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика по сравнению с правилами гл. 59 ГК.

2. Для обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира при перевозке, используется страхование. На воздушном транспорте предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК). Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

Обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 “Об обязательном личном страховании пассажиров” (САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 35). Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных сообщений, а также внутригородского и пригородного транспорта.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров устанавливаются страховщиками по согласованию с соответствующим федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

При наступлении предусмотренного договором страхования события перевозчик обязан составить акт о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Для перевозок воздушным транспортом размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности перевозчика установлен непосредственно ВК и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета (п. 2 ст. 133 ВК).

3. При международных перевозках приоритетному применению подлежат нормы международных договоров. Для международной морской перевозки особенности ответственности предусмотрены КТМ. В частности, в отношении требований, вызванных смертью или телесными повреждениями пассажиров судна и возникших из одного и того же происшествия, пределом ответственности собственника этого судна является сумма в 175000 расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судовым свидетельством (ст. 360 КТМ).

При международной морской перевозке не применяются основания ответственности перевозчика, установленные гл. 59 ГК, в частности, положения об ответственности, независимо от наличия вины при причинении вреда источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Согласно ст. 186 КТМ морской перевозчик при международной перевозке несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий (ст. 186 КТМ).

Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

При международных воздушных перевозках ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1935. С. 326 – 339.)

Согласно Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке.

Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 125 тыс. франков. Если согласно закону суда, в котором вчинен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма платежей не может превышать указанного предела. Посредством особого соглашения с перевозчиком пассажир может установить более высокий предел ответственности.

Статья 117. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна

СТ 117 ВЗК РФ

1. Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке пассажира его жизни или здоровью, определяется международными договорами Российской Федерации либо, если настоящим Кодексом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.

1.1. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан – родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 331-ФЗ статья 117 настоящего Кодекса дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 января 2010 г.

1.2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке здоровью пассажира воздушного судна, в сумме, определяемой исходя из характера и степени тяжести повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.

1.3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.

2. В целях настоящей статьи воздушная перевозка пассажира включает в себя период нахождения пассажира на борту воздушного судна, период посадки пассажира на борт воздушного судна и период высадки пассажира с борта воздушного судна. Порядок исчисления продолжительности периода посадки пассажира на борт воздушного судна и периода высадки пассажира с борта воздушного судна устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Читайте также:  Камины барбекю – новое слово в приготовлении пищи на огне

Комментарий к Статье 117 Воздушного кодекса России

Положения комментируемой статьи содержат отсылочную норму к правилам главы 59 ГК РФ, предметом регулирования которой являются вопросы обязательств вследствие причинения вреда. К указанной норме правоприменитель может обратиться в случае, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика. Кроме того, международные договоры имеют приоритет в применении ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира воздушного судна.

В целях применения положений, касающихся определения ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира воздушного судна, статьей установлен временной интервал между моментом прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и моментом, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

В случаях применения главы 59 ГК РФ необходимо иметь в виду, что вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Кроме того, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества.

Статья 1085 ГК РФ определяет объем и характер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья. Так, при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.

Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему, могут быть увеличены законом или договором.

Определение заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья, установлено статьей 1086 ГК РФ.

Кроме того, ГК РФ устанавливает порядок возмещения вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия (ст. 1087), возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1088), возмещение расходов на погребение (ст. 1094).

В случае повышения стоимости жизни суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда подлежат индексации в установленном законом порядке.

Причинение вреда жизни и здоровью пассажира

В соответствии с ГК (ст. 800) ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, определяется по правилам гл. 59 ГК, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Из всех правил о деликтной ответственности, содержащихся в гл. 59 ГК, к отношениям, связанным с причинением вреда жизни и здоровью пассажира при его перевозке, подлежат применению прежде всего нормы об ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст. 1079). Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (к каковой относится и использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При этом обязанность возмещения вреда возлагается на тех лиц, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, при столкновении транспортных средств).

Размер возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья пассажира, определяется по правилам, предусмотренным ст. 1085 ГК. В случае причинения гражданину увечья или при ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение. При этом пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья. Объем и размер возмещения вреда, определяемые в соответствии с указанными правилами ГК, могут быть лишь увеличены законом или договором. Егиазаров В.А. Транспортное право. Учебник. М.: Юстицинформ, 2007 г. – с. 184.

Транспортные уставы и кодексы не воспользовались возможностью увеличить размер подлежащего возмещению перевозчиком вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. В УЖТ РФ (ст. 113) содержится отсылочная норма, согласно которой железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичным образом поступил законодатель и при формулировании соответствующих правил применительно к воздушной перевозке пассажира: в соответствии со ст. 117 ВК ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами гл. 59 ГК, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определяется международными договорами Российской Федерации. В качестве специального правила в ВК была включена лишь норма, определяющая период ответственности воздушного перевозчика: в этих целях было предусмотрено, что воздушная перевозка включает в себя период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Значительным своеобразием отличаются правила об ответственности морского перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира, содержащиеся в КТМ. Согласно ст. 186 КТМ перевозчик несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий). Обязанность доказывания данного обстоятельства, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца. Причем вина перевозчика предполагается, если не доказано иное, в случаях, когда смерть пассажира или повреждение его здоровья произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с данными обстоятельствами. В других случаях обязанность доказывания вины перевозчика также возлагается на истца. В соответствии со ст. 189 КТМ в случае, если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо способствовали смерти пассажира или повреждению его здоровья, перевозчик может быть освобожден от ответственности полностью или частично. КТМ (ст. 190) устанавливает и пределы ответственности перевозчика: ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, не должна превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Вместе с тем, как следует из текста ст. 197 КТМ, названные правила об ответственности морского перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, и об ограничении такой ответственности применяются только в тех случаях, когда речь идет о перевозке пассажира в заграничном сообщении, и при том условии, что перевозчик и пассажир не являются организациями или гражданами Российской Федерации. В остальных случаях ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный): с исп. судебно-арбитражной практики / Под ред. О.Н. Садикова, М., Инфра-М, 2008 г. – с. 389.

Ссылка на основную публикацию