Чем может помочь вашему ребенку логопед и как это важно

Зачем нужен логопед?

Рождается долгожданный малыш, он растет, познает мир, приходит время, когда наш малыш пытается говорить и часто мы слышим: «миська касаяпый по лесу идет, сиськи собирает, песенку поет».

Сначала родители умиляются, потом все чаще убеждают себя, что многие дети не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Пройдет время и постепенно, шаг за шагом, он научится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

Но, к сожалению, время идет, а речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. К сожалению, родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Именно в таких случаях мы говорим о необходимости квалифицированной помощи логопеда, который помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает, в чем состоит логопедическая работа.

Чем занимается логопед?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением нарушений речи у детей и их исправлением. Но работа логопеда комплексная и подразумевает развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, моторики детей, т.е. всех составных частей, необходимых для образовательного процесса.

В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.

На занятиях логопеда дети развивают подвижность артикуляционного аппарата, работают со звуками, выполняют упражнения на формирование фонематического слуха, лексико-грамматического строя.

Родители часто спрашивают: «А зачем это надо?»

Если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него:

  • возникнут проблемы в общении,
  • комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности;
  • не научится красиво и правильно рассказывать – трудно будет грамотно излагать свои мысли;
  • не сумеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме,
  • сложно будет научиться читать.

Без своевременной помощи логопеда ребёнок может оказаться неподготовленным к школьному обучению, а это повлечёт за собой ряд новых проблем.

Когда можно и нужно обращаться к логопеду?

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. В связи с этим родители часто задают себе вопрос: когда нужно обращаться к логопеду? Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, давно уже не актуально. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма.

  • К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»).
  • К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов, правильно произносит звуки: П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г.
  • В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).
  • В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), а также Ы, Э, несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).
  • Звуки Р, Л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

Насколько можно опоздать к логопеду?

Чем старше становится ребёнок, тем сложнее исправить недостатки речи. Поэтому не нужно лишний раз бояться обратиться к специалисту. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом и развеет все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша. А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, тогда объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, по исправлению всех недостатков речи.

Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.

Нормы развития речи по возрастам.

В большинстве случаев все трудности в овладении правильной речью могут быть устранены в дошкольном возрасте.

К сожалению, многие мамы и папы не придают серьёзного значения плохой речи своих детей и, тем самым, упускают драгоценное время, тщетно надеясь, что с возрастом само пройдёт.

О том, что надежда само пройдёт далеко не всегда оправдывается, свидетельствуют многочисленные дефекты речи у взрослых людей.

А главное, эти дефекты создадут трудности в достижении многих жизненных целей: в выборе профессии, в развитии карьеры, в личной жизни и прочее, и прочее. Причём, нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье. Многие из них обращаются к специалисту, сетуя на родителей за то, что те вовремя не предприняли необходимых мер. А как много усилий и времени приходится тратить взрослому человеку, чтобы исправить то, что ребёнку даётся легко.

Может быть имеет смысл помнить о нормах развития речи и своевременно устранять проблемы с ней.

1 месяц — ребенок реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяца – ребенок интонирует крики, можно различить крики удовольствия и неудовольствия. Появляется улыбка при общении.

3 месяца — «комплекс оживления», появляется гукание, преобладают гласные звуки А, Э, У, И и согласные Г, К, Х.

4 месяца – появляется первый смех, к 16 неделям смех становится продолжительным.

5 месяцев — ребенок реагирует на направление звука, меняет интонацию голоса.

6 месяцев — появляется первый слог (ба, ма). Начинает понимать обращенную речь (прислушивается к голосу, правильно реагирует на интонацию, выделяет знакомые голоса).

7 месяцев — ребенок готов к игре. Он использует разные голосовые реакции для привлечения внимания взрослых. находит взглядом предметы по просьбе взрослого.

8 месяцев — появляется лепет, ребенок повторяет одинаковые слоги (да-да, па-па, ба-ба, тя-тя, ар-ар-ар, ах-ах, аття). Возникает реакция на незнакомое лицо.

9 месяцев — ребенок активно общается с помощью жестов, интонации, играет в «ладушки».

10 месяцев – появляются лепетные слова. Часто это называют «нянькин язык», слова состоят из 2-3 открытых слогов (ляля, тата, кука, баба и т. д.).

11 месяцев – ребенок использует 3-5 лепетных слов с соотнесением (слово употребляется в конкретной ситуации). Отзывается на имя, понимает название отдельных предметов, выполняет простые словесные инструкции. Показывает предметы по просьбе взрослого (“где часы?”, “где кукла?” и т.д.)

1 год — в речи ребенка 10-12 лепетных слов (“папа”, “баба”, “мама”, “дай”, “дядя”, “кис-кис”, “ту-ту” и т.д.), понимает некоторые слова, соотнося их с предметами, понимает простые инструкции («дай мяч», «нельзя», «поцелуй маму»). Знает свое имя. Показывает 1-2 части тела.

Дает несколько предметов по просьбе. Указывает на знакомое лицо, животных, игрушки по словесной инструкции. Знает запрет «нельзя», «не трогай». Требует предметы, используя указательный жест или слово. Произношение нечеткое, слова понятны только родителям.

1 год 6 месяцев — словарный запас ребенка составляет 20-50 слов. Активный рост словаря. Любит подражать голосам животных. Показывает части тела и некоторые части лица (глаза, рот, нос). Внимательно слушает чтение сказок, стихов. Может по просьбе найти предмет вне комнаты. Различает интонацию вопроса.

1 год 9 месяцев – начинает соединять 2 слова в одной фразе, часто без согласования (“папа туту” – папа едет). Общее звучание речи смягченное. Говорит о себе в 3 лице (по имени). Отвечает на вопросы словами “да”, “нет”. Знает названия окружающих предметов и действия, которые выполняются с ними. Слушает и понимает небольшие рассказы.

К 2 годам называет предмет по просьбе. Использует уменьшительно – ласкательные суффиксы (нос-носик). Начинает использовать множественное число (нога-ноги) и падежи существительных (молоко-молока). Знает слова большой-маленький, хороший-плохой. Различает понятие один-много. Слушает внимательно знакомые песни, стихи, эмоционально предвосхищая знакомый сюжет.

Обратите внимание, и обратитесь к специалисту, если к 2 годам ребенок не понимает обращенную к нему речь, знает менее 50 слов, не пробует построить короткую фразу из 2 слов, не играет с игрушками, играет в одиночестве, отдельно от других детей, не может выслушать до конца даже очень короткую сказку, не рассматривает картинки в книге.

Повторяет за взрослым множество слов из речи, активный рост словаря. Появляются предложения из 2 слов («дай пи» – дай пить). Начинает употреблять прилагательные, наречия, предлоги (в, на, с, у). Произносит твердые согласные т,д,н,с,з,в,л. Смешение звуков сохраняется. Знает 1-2 цвета. Задает вопрос «что это?». Ребенок понимает сложные предложения («Когда мы придем домой, то будем. »). Слушает простые рассказы.

С 2,5 лет использует сложные предложения. Согласовывает прилагательные и существительные (“красивая мама”). Отвечает на вопросы “почему”, “сколько”. Начинает говорить от первого лица («Я»). Начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе. Различает предлоги “через”, “между”, “из-за”, “из-под”.

Обратите внимание и обратитесь к специалисту, если к 3 годам ребенок грамматически неправильно употребляет основные части речи, не использует распрострененное предложение, не употребляет предлоги “в”, “на”

Период интенсивного развития речи. Словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту (предметы обихода, цвета, формы, части тела животных и человека). дети знают определенные материалы (бумага, дерево), свойства и качества (мягкий, твердый, тонкий, ломается и т.д.), обозначают словами ориентировку в пространстве и во времени (сначала, утро, потом, назад). Называет свое имя, возраст, пол. Определяет пол людей (он — папа, она — мама). Использует прошедшее и настоящее время. Правильно использует местоимения «я», «ты», «мне». Понимает слова-обобщения (одежда, игрушки и т.д.). Подбирает рифмы к словам. Использует в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы (домик, зайчик). Употребляют винительный падеж с предлогом -под-, родительный падеж с предлогом -через-, -без-, -для-, -после-,-до-(в значении предела – до леса). Произносит твердые звуки С, З. Ц.

Словарный запас 2000 слов. В речи появляются наречия. Развивается «словотворчество». Проговаривает действия, когда играет один с игрушкой. Использует в речи обобщающие слова. Называет животных и их детенышей. Читает наизусть небольшие стихотворения. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых. Использует слова много-один. Называет времена года. Понимает значение предлогов (в, на, за и т.д.). Ребенок проговаривает свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж) звуки, иногда наблюдается их смешение в связной речи.

Звукопроизношение в норме. Развивается связная речь, ребенок способен пересказать текст, составить рассказ по картине или серии картин, по представлению в правильной логической последовательности. В речи использует синонимы и антонимы. Способен определить количество слогов в слове, выделить ударный слог. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные. Формируются навыки звукового анализа слов (ребенок способен определить наличие звука в слове, место звука в слове). Формируется внутренняя речь.

Звукопроизношение в норме, речь грамматически правильная, иногда возможны ошибки при произношении сложных предложений. Умеет менять громкость голоса и воспроизводить различные интонации. Подбирают антонимы и синонимы к словосочетаниям, усваивают многозначность слов, подбирают родственные слова, самостоятельно образовывают сложные слова. Пересказывает текст в логической последовательности. Умеет составлять рассказ по сюжетной картине и серии картин, по представлению, рассказ на заданную тему, рассказ из личного опыта. Сам может придумать сказку или рассказ. Свободно употребляет простые и сложные предложения. Владеет навыками звукового анализа слов. Умеет определять наличие звука в слове, придумывает слова с определенным звуком. Делит слова на слоги, предложения на слова. Понимает и употребляет многозначные слова.

Важно помнить, что, если ребёнок неправильно произносит звуки речи, то это неизбежно отразится на грамотности письменной речи. Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте! Иначе возникнут нарушения письма и чтения: дисграфия и дислексия. А их достаточно сложно исправить!

Необходимым условием того, чтобы ребёнок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых. Правильная, отчётливая, неторопливая речь окружающих ребёнка взрослых людей тот образец для подражания, которому ребёнок следует в нелёгком процессе овладения правильным звукопроизношением. С этой точки зрения вредно длительное пребывание ребёнка среди неверно говорящих сверстников. И уж совсем недопустимо “сюсюкание” взрослых с ребёнком! Здесь ребёнок лишается не только эталона для подражания, но (что очень важно!) стимула для улучшения своей речи: ведь взрослым нравится его речь, и они даже сами ей подражают.

Читайте также:  Натуральный камень известняк: достоинства применения

Частная клиника PremierMedica — это новый стандарт медицинского обслуживания. Компетентно и технологично, своевременно и близко. Все необходимые медицинские услуги в одном месте, специально для жителей Новорижского, Рублевского и Ильинского шоссе.

Добраться в нашу клинику легко как из Москвы, Митино и Красногорска, так и из области – с Новой Риги, Рублево-Успенского и Ильинского шоссе. Ближе всего к нашей клинике в Москве – Строгино, Митино и Крылатское, а в области – Красногорск и Рублевка.
Наш детский медицинский центр готов принять даже самых маленьких пациентов. Подробную карту проезда можно посмотреть здесь .

Зачем нужен логопед?

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. При слове «логопед» многие из Вас вспоминают комичные сцены из кинофильма «По семейным обстоятельствам». Все это смешно, пока проблема нарушений речи не коснулась Вас и Вашего ребенка.

У заботливых родителей море вопросов:

Почему ребёнок молчит?
Правильно ли развивается речь у моего сынишки или дочурки?
Нужно ли беспокоиться или нам ещё рано?
В чём причина нарушения речи?
Почему дети стали плохо говорить? Ведь раньше к логопеду обращались единицы? – вспоминают бабушки.
Как помочь ребёнку?
Во всем этом поможет разобраться учитель-логопед.

Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и:

слварный запас;
фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Это – необходимая база для развития всех сторон речи.

Набор детей в логопедическую группу осуществляется один раз в год. Дети с выявленными нарушениями речи направляются на медико-психолого-педагогическую комиссию, по итогам которой зачисляются в логопедическую группу на один или два года. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Основные задачи коррекционного обучения:

формирование правильного произношения (развитие дыхания и просодики, воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
развитие навыков связной речи.

Много усилий требуется не только от логопеда, воспитателей, но и от Вас, уважаемые родители!

Залогом успеха коррекционной работы являются:

медикаментозное лечение (по показаниям врача);
четкое выполнение рекомендаций логопеда;
регулярное посещение детского сада (отсутствие пропусков по неуважительным причинам);
выполнение домашних заданий;
контроль за речью ребенка.
Дорогие родители, помните! Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием.

старайтесь сделать ваши занятия с ребенком интересными и увлекательными;
поощряйте каждый правильный ответ ребенка, и будьте терпимы к его ошибкам;
не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если вы видите, что ребенок устал и отвлекается, лучше отложите занятие;
тем не менее, заниматься следует систематически — 2-3 раза в неделю;
дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.
Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок в будущем приобрел интересную специальность, раскрылся как личность, в первую очередь научите ребенка грамотно и красиво говорить.
Правильная речь необходима человеку любой специальности. Неправильная, скудная речь ребенка затрудняет его общение с окружающим миром, отражается на его общем развитии, характере, а в будущем может быть причиной плохой успеваемости в школе.

Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок. Родители! Вы – первые учителя родного языка для своего ребенка! Семья – первая школа!
Без помощи взрослых ребенку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребенком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, четко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова – это поможет ребенку скорее овладеть правильной речью.

Не подражайте неправильной речи ребенка, сами не навязывайте детям неправильных, надуманных слов, как «ням-ням» или «бобо». Этим Вы задерживаете правильное развитие речи ребенка.

Не допускайте у детей быстрой речи. Приучайте ребенка говорить неторопливо, четко, выразительно, правильно произносить звуки и слова.

Не перегружайте ребенка речевым материалом. Не давайте детям младшего возраста заучивать длинные стихотворения.

В случае заикания и задержки речи у ребенка сразу обращайтесь к логопеду

10 способов, которыми логопед может помочь вашему ребенку

Логопед. Дефектолог. Коррекционный педагог. Чаще всего этих специалистов называют логопедами. Они работают с детьми с различными задержками и расстройствами, от умеренных задержек артикуляции до более сложных расстройств, таких как аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, двигательные нарушения речи и другие задержки развития.

Логопеды являются специалистами, которые помогают вашему ребенку с речью, разговором и общением. Однако вы можете быть удивлены тем, насколько широка эта область речевой языковой патологии, и как логопеды обучены строить и расширять множество областей и умений у маленьких детей.

Логопед может помочь вашему ребенку с .

Артикуляция – это физическая способность двигать языком, губами, челюстью и нёбом (известные как артикуляторы) для создания отдельных речевых звуков, которые мы называем фонемами. Например, чтобы произнести звук / Б /, нам нужно вдохнуть, затем, выдыхая, нам нужно включить наш голос, соединить наши слегка напряженные губы, чтобы остановить и создать поток воздуха, а затем выпустить поток воздуха, раздвинув губы.

Интеллектуальность означает, насколько хорошо люди могут понимать речь вашего ребенка. Если по какой-либо причине у ребенка нарушены артикуляционные способности, его разборчивость будет ниже по сравнению с другими детьми его возраста. Логопеды могут работать с вашим ребенком, чтобы научить его, как создавать особые звуки, речи или звуковые паттерны, с которыми у него возникают трудности, и, таким образом, повышать его разборчивость речи. Подробнее о развитии артикуляции и задержках вы можете узнать здесь.

В то время как речь включает в себя физическую двигательную способность говорить, язык является символической, управляемой правилами системой, используемой для передачи сообщения. В английском языке символами могут быть слова, произнесенные или написанные. У нас также есть жестовые символы, такие как пожимание плечами, чтобы указать «я не знаю», или помахивание, чтобы указать «пока», или поднятие бровей, чтобы показать, что мы чем-то удивлены.

Выразительный язык относится к тому, что говорит ваш ребенок. Логопеды могут помочь вашему ребенку выучить новые слова и научить их составлять фразы и предложения (семантику и синтаксис), чтобы ваш ребенок мог общаться с вами и другими. Вы можете прочитать больше о разнице между речью и языком здесь.

Рецептивный язык – это способность вашего ребенка слушать и понимать язык. Чаще всего дети младшего возраста имеют более сильные рецептивные языковые навыки (что они понимают), чем выразительные языковые навыки (что они могут сказать). Логопед может научить вашего ребенка новому словарному запасу и тому, как использовать эти знания, чтобы следовать указаниям, отвечать на вопросы и участвовать в простых беседах с другими.

Заикание – это расстройство общения, которое влияет на беглость речи. Он характеризуется перебоями в речевом потоке, называемом нарушениями, и обычно начинается в детстве. Каждый испытывает нарушения в своей речи. Некоторые нарушения совершенно нормальны, но их слишком много может значительно повлиять на способность человека общаться.

Заикаясь, мы чаще всего видим следующие типы основного поведения : повторения, продолжения, междометия и блоки. Мы также можем наблюдать вторичное поведение, как правило, в более серьезных случаях заикания, таких как напряжение в шее, плечах, лице, челюсти, груди, моргание глаз, расширение носа, другие странные движения лица; сжатые кулаки, топание ног; подергивания или другие необычные двигательные движения в руках, руках, ногах, ступнях.

Логопеды могут научить вашего ребенка стратегиям, как контролировать это поведение и, таким образом, повысить его речевую беглость и разборчивость. Вы можете узнать больше о заикании здесь .

Голосовые расстройства относятся к расстройствам, которые влияют на голосовые складки, которые позволяют нам иметь голос. Они могут включать паралич голосовых связок, узелки или полипы на голосовых складках и другие нарушения, которые могут вызвать охриплость или афонию (потерю голоса).

Резонанс относится к «качеству голоса, которое определяется балансом звуковых колебаний в полости рта, носа и глотки во время речи. Ненормальный резонанс может возникать, если в одной из полостей имеется обструкция, вызывающая гипоназальность или тупиковый резонанс, или если имеется дисфункция носоглотки, вызывающая гиперназальность и / или выделение из носа ».

Распространенным нарушением голоса у маленьких детей является хрипота, вызванная злоупотреблением голосом. Вокальное насилие относится к вредным привычкам, которые приводят к перенапряжению или повреждению голосовых складок, таким как крик, чрезмерный разговор, кашель, прочистка горла и т.д. Патологии с речевым языком, имеющие опыт в голосовых и резонансных расстройствах, могут работать с детьми, чтобы уменьшить это поведение и устранение деформации / повреждения складок.

Социальный / прагматический язык относится к тому, как человек использует язык для общения, и включает три основных коммуникативных навыка: использование языка для общения по-разному (например, приветствие других, просьба, протест, вопросы для получения информации и т.д.), Изменение языка в соответствии с людьми или местом, где он используется (то есть мы говорим с ребенком иначе, чем со взрослым; мы говорим по-разному внутри и снаружи), и следуем правилам разговора (по очереди в разговоре, оставаясь на теме, используя и понимание вербальных и невербальных сигналов и т.д.).

Логопеды могут работать с вашим ребенком, чтобы научить его этим языковым навыкам, чтобы они могли более уместно участвовать в беседах с другими.

Когнитивно-коммуникативные расстройства относятся к нарушению когнитивных процессов, включая внимание, память, абстрактное мышление, осознание и исполнительные функции (самоконтроль, планирование и решение проблем). Они могут иметь характер развития (то есть ребенок родился с этими недостатками) или могут быть приобретены из-за травмы головы, инсульта или дегенеративных заболеваний. Логопеды могут работать с вашим ребенком, чтобы помочь развить эти навыки и / или научить вашего ребенка компенсационным методам, чтобы помочь им с их недостатками.

Альтернативное дополнительное общение, относится к всем формам общения (кроме устной речи), которые используются для выражения мыслей, потребностей, желаний и идей. Мы его используем когда меняем выражения лица или используем жесты, используем символы или картинки или пишем. Когда логопеды работают с детьми, наша цель номер один – это всегда ОБЩЕНИЕ. Иногда у ребенка может быть такая серьезная задержка / расстройство, что традиционная устная речь невозможна или нецелесообразна. В этих обстоятельствах логопед может работать с ребенком и его семьей, чтобы придумать систему дополнительного общения для использования вместо речи или наряду с ней.

Очень важно отметить, что эти методы не всегда используются для замены речи . Во многих случаях они используется как мост к речи. Логопеды могут использовать методы альтернативного общения все еще работая над развитием речевых навыков (при необходимости).

Поверьте или нет, логопеды обучены педиатрии, и имеют представление о правильном глотании в дополнение к речевым и языковым проблемам. Это потому, что, как логопеды, они имеют глубокие знания о структуре и функциях полости рта и за ее пределами. На самом деле, некоторые логопеды обучаются многофункциональным нарушениям, включая толчок языка.

      • Обучение и расширение прав и возможностей ВАС о том, как наилучшим образом помочь вашему ребенку .

Руки вниз, лучшее, что логопед может сделать для вашего ребенка, – это обучить вас и дать вам возможность наилучшим образом помочь вашему ребенку. Логопед может говорить с ребенком около часа в неделю, но вы тратите часы и часы в неделю на общение с ребенком. Вы будите своего ребенка, готовите его к своему дню, читаете ему, говорите с ним, купаете его и усыпляете его ночью. Именно во время этих ежедневных занятий ваш ребенок учится больше всего, и ему предоставляется больше возможностей для общения.

Читайте также:  Дом мечты в стиле минимализм

Когда вы обладаете знаниями, навыками и уверенностью, ВЫ и только ВЫ можете стать лучшим «логопедом», который когда-либо был у вашего ребенка. Поэтому задавайте вопросы, делайте заметки, делайте домашнюю работу и тесно сотрудничайте с логопедом вашего ребенка. Вместе вы можете создать удивительную команду и изменить жизнь своего ребенка по одному слову за раз.

В развитии речи важно не упустить золотое время

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков?

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного центр «Мамин клуб».

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее – ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Поделитесь проверенными методами профилактики речевых нарушений. Каким правилам нужно следовать с пеленок, чтобы в будущем пришлось меньше обращаться к логопедам?

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Читайте также:  Как правильно выбрать уголок металлический

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

— Ваши пожелания родителям.

— Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть. И при этом помогайте развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными! Чистая и правильная речь всегда способствует этому и помогает быть успешным в жизни.

В свою очередь специалисты «Маминого клуба» будут рады видеть ваших деток на занятиях. Мы стремимся создать максимально комфортные условия и предлагаем полный комплекс услуг для гармоничного развития. Но главное, мы всех деток принимаем с любовью, радуемся их непохожести и ищем свой подход к каждому маленькому человечку.

«Мамин Клуб» ждет маленьких гостей и их любящих мам по адресу:

г. Екатеринбург, улица Мира, 44б. Тел. (343) 379 07 97.

Рекомендации для родителей «Зачем ребёнку логопед?»

Пащенко Карина
Рекомендации для родителей «Зачем ребёнку логопед?»

Часто задаваемый мне вопрос, как логопеду детской поликлиники: «С какого возраста надо обращаться и заниматься с логопедом

Я отвечаю, что первичные консультации родителям начинают даваться с одного года.

И снова вопрос: «И какой звук не выговаривают дети в этом возрасте – «у» или «а»?».

К сожалению, многие родители считают, что обращение к логопеду только для исправления звукопроизношения, когда детям исполнилось 4-5 лет. Постараюсь развеять этот миф. Голосовые реакции появляются у ребёнка с момента рождения: крик и плач.

0-6 месяца. В этот период жизни у ребёнка имеется потребность слышать речь. Ребёнок прислушивается к интонациям человеческой речи, мимически реагирует на неё. Потребность же «говорить» самому возникает на 3-4-м месяце жизни и проявляется в непроизвольном воспроизведении на распев гласных звуков. Это так называемое гуление.

Важно знать и то, что дети гулят, независимо от того, находятся они в речевой среде, т. е.

слышат ли они человеческую речь или же нет. Это врожденный рефлекс. Молчание ребёнка должно вызвать тревогу у родителей.

6-1 год. Этот этап условно говоря, можно назвать этапом синтетического познания человеческой речи. К 8-10 м. речевой «репертуар» ребёнка меняется: гуление уступает место лепету. Ребёнок произносит разные слоги, т. е. речевые отрезки, состоящие не только из гласных, но и согласных звуков. Лепет подготавливает органы артикуляции ребёнка к активным и тонким действиям, которые также необходимы для сложных речевых движений. Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Дети будут слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то своё, находящее отражение в лепете.

К 7-8 месяцам ребёнок начинает понимать слова и простые фразы речи взрослых. Отдельные слова его собственной речи появляются к 9-10 месяцам, иногда и к 11-12 месяцам, сосуществуя с лепетом.

1,5-2 года. К 1-1,5 годам ребёнок пытается говорить лепетные слова, ритм и интонация которых разнообразны и по общему рисунку напоминают настоящие слова.Последние же пока ограничены: «мама, баба, дя й (дай, ляля, дя (да, ня (на)» и некоторые другие.

Доступно произнесение таких звуков речи как: а, о, у, и, м, б, к, г, ть, дь, нь, сь, ль.

Как видно, среди этих звуков нет таких сложных как шипящие, р, дифтонгов (состоящих из двух звуков, напромер я, е, ю, редко встречающихся, например, ф, з. Ближе к двум годам появляются первые слова с разными (не повторяющимся)слогами: кися, ляпа, тётя и. п.

2-3 года. Это период осмысленной речи, в которой главное место занимает слово. И пусть слова, произносимые ребёнком на этом этапе ещё не правильные с точки зрения звукового состава, они выполняют свою главную смысловую роль.Возраст 2 года знаменуется первыми попытками соединить два слова: «Мама кися»,одновременно строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (кися иди)». В это время появляются даже трёхсложные слова, например, «палямась» (поломалась, «аевка» (коровка,приобретается способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (моя кукла упала).

3-5 лет. Словарь к трём годам становится достаточно объёмным. Вообще этот возраст характеризуют как возраст речевого взрыва и называют детей, осваивающих так много и быстро слов и предложений, гениальными лингвистами.Отмечаются продвижения и в звукопроизношении: добавляются некоторые шипящие звуки з, ы, в, твёрдое л (не ль, а л,

некоторые дети осваивают даже произнесение звука р. Дети учатся классифицировать предметы, разбивать их по темам и запоминать уже преимущественно не на чувственной (как выглядят, как пахнут, как звучат) основе, а на основе ведущих признаков и логических ассоциативных связей. К 5 годам сформирован фонематический слух, правильное звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас две три тысячи слов.

Школьный период 6/7-17 лет. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила, построение высказываний. Ведущая роль принадлежит новому виду речи – письменной речи.

По данным статистики, идёт рост речевых расстройств, поэтому актуальна проблема предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений у детей.

Раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам очень важно. Это позволяет выявить возможность развития речевых нарушений в самые ранние сроки, ограничить развитие нарушения, быстро решить проблемы и исключить или уменьшить нежелательные последствия нарушений речи.

Основные симптомы, указывающие на необходимость и помощь логопеда.

В раннем возрасте:

ребёнок не может или почти не может сосать или глотать;

• были трудности при переводе ребёнка с жидкой пищи на твёрдую;

• расщелины нёба или другие нарушения в полости рта;

ребёнок постоянно держит рот открытым;

• у ребёнка 2-3 лет нарушено понимание обращённой речи, отсутствует фраза.

В дошкольном возрасте:

• нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, запинки в речи;

• бедность словарного запаса.

В школьном возрасте:

• нарушения птсьма, чтения, которые могут быть следствием нарушения нормального хода развития речи ещё в дошкольном возрасте и отсутствия своевременного логопедического вмешательства.

Уважаемые родители!

За работу! Запомните, ваш ребёнок в ваших добрых руках. Находите желание и время быть с ним рядом. Вкладывайте в ребёнка всё свободное время, любите его, оберегайте, учите, готовьте к новым маленьким победам. Будьте терпеливыми!

Если будут возникать проблемы по мере взросления вашего ребёнка, обращайтесь к логопеду и вашему ребёнку с удовольствием помогут.

С уважением логопед Пащенко К. А.

«Нужно ли ребёнку посещать детский сад?» Консультация для родителей Детки в садике живут. Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают.

Консультация для педагогов «Что такое «Уголок уединения» и зачем он нужен ребёнку» Организация предметно-развивающей среды –непременный элемент педагогического процесса, носящий развивающий характер. Каждому педагогу.

Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.

Консультация для родителей «Как подарить и выбрать подарок ребёнку?» Что такое Новый год – прежде всего, это самый веселый и самый долгожданный праздник в году. В этот день все ждут чудес! А как выяснить.

Консультация для воспитателей (с презентацией) “Как помочь неговорящему ребёнку”
статья по логопедии по теме

В консультации раскрыты направления работы с неговорящими детьми, а также представлены игровые приемы, которые воспитатели могут использовать в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
negovoryashchie.pptx126.88 КБ
negovoryashchie_deti.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Если ребёнок не говорит Мадоу дскв « югорка » Подготовила: учитель-логопед Амирова в.р .

Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Коммуникативная функция речи состоит в том, что с помощью речи передается информация от человека к человеку. Интеллектуальная функция речи заключается в том, что для человека она также служит средством мышления. Она проявляется во внутренней речи, а также во внешних формах речи: диалоге и монологе. Регулятивная функция речи выражается в том, что речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ею пользуется, а также психикой и поведением других людей. Психодиагностическая функция речи заключается в том, что по речи человека можно судить о психологических особенностях данного человека, о его познавательных процессах, психических состояниях и свойствах. Этой функцией речи в общении с людьми мы пользуемся постоянно, внимательно прислушиваясь к тому, что они говорят, и пытаясь по высказываниям человека судить о нем самом как о личности. Языковая – любая речь принадлежит какой-либо языковой культуре (русский язык, украинский язык, татарский язык, немецкий язык и т.д.)

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития: Зрелость различных структур головного мозга; Координированная работа голосовой и дыхательной систем, органов артикуляции; Нормальное развитие слуха, зрения, двигательных навыков, эмоций; Потребность в общении. Овладение речью предполагает: Способность говорить; Способность понимать сказанное. Как ребёнок учится говорить? Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики , нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Причины задержки в развитии речи детей различны: состояние его анамнеза; отклонения в строении артикуляционного аппарата; с трессы, психические заболевания; частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, недостатки педагогических воздействий; сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей. Оптимальный возраст для коррекции и развития речи – дошкольное детство

Нарушения речи Нарушения звукопроизношения Нарушения голоса Нарушения темпа и ритма Нарушения грамматического строя речи Недоразвитие связной речи

Рекомендации по работе с неговорящими детьми Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, не следует проводить индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности, а применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Например :“Делай , как я ” ( покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж ). Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашку . Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Направления работы 1.Развитие понимания речи (выполнение инструкций: покажи зайчика; мячик дай мне, а куклу посади в шкаф ) 2.Развитие слухового внимания: Пробуждение интереса к звукам окружающего мира ( послушаем тишину; что там шумит. ); Дифференциация тихих и громких звуков; Определение направления и источника звука ( игры с музыкальными инструментами); Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм); Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного. 3. Артикуляционная , пальчиковая, дыхательная гимнастики. 4. Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий) ;

5. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? ( книжки-раскладушки , игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге). 6. Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай , помоги, надень, пойдём). 7. Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была ?) .

Ссылка на основную публикацию