Скульптуры папье-маше с традиционными китайскими картинами

Скульптуры из папье-маше своими руками

Работа в технике папье-маше — это самый простой способ реализовать свои творческие фантазии. Так считает москвич Владимир Осипов и делает из папье-маше объемный декор предметов интерьера и скульптуры.

Автор не жадина, он с удовольствием делится рецептами приготовления бумажной массы для папье-маше в домашних условиях.

Скульптуры, изготовленные Владимиром Осиповым (на просторах интернета он известен как Владимир W2) из папье-маше:

Рецепт изготовления папье-маше от Владимира Осипова:

Материалы: туалетная бумага, столярный клей и гипс. Ещё понадобится мешковина и проволока.
Инструменты: кастрюля большая для замеса папье-маше и маленькие кастрюльки для плавки клея.

Для приготовления массы лучше всего подойдёт самая дешёвая туалетная бумага, (можно использовать упаковки из под яиц, но там «зерно» крупнее на выходе).
Столярный клей (лучше в гранулах) топим на водяной бане и горячим выливаем в большую ёмкость — туда же разматываем бумагу.
(Газеты не годятся, все эти рассказы про «варку» и пропускание через мясорубку — бред. Ничего там не сварится и не прокрутится — лично мясорубку сломал).
Размешивать нужно дрелью (руками не провернёшь). Для дрели я сделал насадку с ножами от кофемолки.
Далее — добавляем в массу гипс, можно муку (но с мукой масса хранится хуже). Гипс заберёт на себя лишнюю влагу. Столярный клей не даёт гипсу схватится (не путать с алебастром!).
На выходе — тщательно перемешанная масса не должна быть водянистой.
Сразу в дело лучше не пускать, а разделить на брикеты по 1 — 1,2 кг и положить в холодильник на сутки.
Отлежится — станет как не жирный пластилин, не будет приставать к рукам.

Как лепить скульптуры из папье-маше

Лепить обязательно на каркас или форму — без каркаса изделие «поведёт» при высыхании, оно может трескаться.

Наносить бумажную массу слоями 5-8 мм, т.к. папье-маше даёт большую усадку. Чем толще слой, тем дольше сохнет.

Вначале набирается черновая форма. После полного высыхания изделие можно обрабатывать, как дерево: шкурить, сверлить, пилить и т.д.

Далее вылепливаются детали скульптуры. Совсем мелкие детали дорабатывать пастой для лепки и отливками из эпоксидной смолы.

Папье-маше хорош тем, что может комбинироваться с чем угодно (кроме пластика).

Папье-маше не даёт таких трещин, как поделочная глина, и после высыхания лёгок. При ударе изделие из папье-маше на куски не разлетится.

Вот такая ваза из папье-маше высотой 70 см весит всего 6,4 кг.
В качестве каркаса вазы можно использовать любое кашпо и проволоку, которая изгибается, повинуясь вашей фантазии. На вазу ушло примерно 5-6 рулонов туалетной бумаги.

Полка угловая под книги. Здесь папье-маше накладывалось на фанеру 3,5 мм и оргалит (двп). По центру — стекло.

С чего начать, обучаясь работе с папье-маше?

Начните с простых композиций. Надо почувствовать материал.

Сделайте что-нибудь абстрактное. Например я, тренируясь, сделал раму для картины.

Мастер-класс по изготовлению скульптуры Догу из папье-маше

Эти удивительные фигурки называются Догу, найдены при археологических раскопках в Японии; самые старые скульптуры Догу датированы 10 тысячелетием до н.э.

Подозревают, что японские Догу — инопланетяне.

Как набрать объёмную форму:

Т.к. я люблю вещи крупные, то и статуэтка у меня будет не маленькая. Точная копия — не самоцель.
1 — найти изображение самой статуэтки. Увеличить картинку, распечатать на принтере, вырезать выкройку.
2 — обвести выкройку на листе картона.
3 — вырезать с запасом, для того, чтобы загнуть края влево-вправо. Сделать на деталях прорези.
4 — собрать фигуру. Уже видно, что не плоская штука будет.
5 — загнуть края. К ним будут крепиться полосы более тонкого картона.
6 — переплести произвольно полосками тонкого картона.
7 — взять мешковину (х/б рогожку), порезать на куски; растопить столярный клей.
8 — обклеить фигуру мешковиной внахлёст. Сверху нужно обязательно проклеить простыми тряпочками типа бязи. Если этого не сделать, после высыхания клея получим сотни» иголок» от завернувшихся и затвердевших нитей мешковины. Оставить заготовку на просушку.
9 — поставит сухую заготовку на подставку, чтобы можно было работать сразу со всех сторон (просто прикрутить снизу саморезами д доске).
С клеем ПВА такую крупную заготовку проделать невозможно, конструкция будет слишком хлипкой.
10 — наложить черновой слой папье-маше. Фигура уже не кажется такой угловатой и кривоватой. Уже похоже на скульптуру.

Теперь на заготовку нужно мелких деталек понавешать (слепить из папье-маше и приклеить), чтобы на Догу стала похожа.

Подставку сделал из досок.
Из полиуретанового багета согнул декор для торца — если полиуретан аккуратно подогреть феном, он гнётся.

Чтобы скульптура была практичной, а не просто пыленакопителем, вырезал в ней отверстия и вмонтировал часы.

Первая краска — цвет зелёной глины (оливковый).
Вторым цветом уже не красим, а просто — кончиком широкого флейца даем кирпичный тон.
Флейцем поменьше с тонкой щетиной, почти сухим, нужно пройтись белым цветом по выпуклостям.

И совсем чуть-чуть пройдемся красненьким по самым краям.
Фото справа — фигура наполовину покрыта лаком; видно, как под лаком цвет поменялся, «вытянулся».

Лак масляный матовый.

Советы: Для любой окончательной отделки изделия из папье-маше желателен масляный лак, матовый или глянцевый в зависимости от того, хотите, чтобы ваша работа блестела или нет. Краски любые. Я использую то, что есть под рукой: акварель, гуашь, темперу. Можно масло.
Обычно готовая работа красится белой водной эмульсией (грунтуется), на неё наносится плотный основной тон и растирается влажной тряпкой.
Из покупного дешёвого глянцевого лака можно сделать матовый своими силами: берётся обыкновенное хозяйственное мыло (наше вонючее), строгается мелко, растворяется керосином и вливается в глянцевый лак (не путать с НЦ!).

На фото — лак уже почти подсох и видно, что не блестит. Приятный цвет, как после обильной восковки. Похоже на терракот.

Как сделать скульптуру из папье-маше?

Папье-маше с французского дословно переводится как «жёваная бумага». Материал представляет собой легко формирующуюся массу из смеси волокнистых и клеящихся ингредиентов. Изготавливают из него муляжи, игрушки, маски, сувениры и даже мебель. Профессионалы делают из папье-маше удивительные вещи, которые могут храниться веками, не теряя своей притягательности.

Родиной папье-маше считается Китай, где при раскопках найдены воинские доспехи, изготовленные из этого материала. Ещё во втором веке до нашей эры они защищали воинов от стрел и скользящих ударов меча.

Из Китая технология папье-маше попадает в Японию и Персию, а оттуда в середине 17 века в Европу. Особую популярность новый материал приобрёл во Франции, где и появилось его современное название. Первоначально из него изготавливались куклы.

В России папье-маше появилось благодаря инициативе Петра Первого. До сих пор в петербургских дворцах сохранились люстры, отлитые из папье-маше. На вид их невозможно отличить от бронзовых.

В России в 2011 году запатентована автоматизированная технология изготовления папье-маше, она получила название «шар-маше». «Астролог», работа Серхио Бустаманте
Фото: Источник

В наши дни непревзойдённым мастером по работе с папье-маше является известный мексиканский скульптор-сюрреалист Серхио Бустаманте. Он работает также с бронзой и серебром, лепит керамику. Серхио возродил и запатентовал рецепт приготовления крепкого и пластичного, экологически чистого материала. Он создаёт из него крупные скульптуры, в которых не чувствуется хрупкости, и миниатюрные изящные украшения, которые не уступают по внешнему виду изделиям из твёрдых материалов.

Технология приготовления материала и создания изделий из него в этом виде творчества не сложна, но требует терпения и аккуратности в работе. Конечно, без профессиональных навыков и определённого таланта сложные вещи не осилить, но при желании можно научиться делать маски и простенькие игрушки.

Существует несколько способов создания изделий из папье-маше. Наиболее распространены такие:

  • Первый — многослойное наклеивание на шаблон кусков бумаги.
  • Второй — из вязкой массы лепятся или отливаются изделия. Этот способ более сложный.

Стартовала подготовка к Новому году. Можно вместе с ребёнком изготовить несколько масок для новогодних праздников. Для работы потребуется туалетная бумага или газеты, шаблон, клей. В домашних условиях лучше сварить клейстер: на один литр воды взять три столовые ложки муки или крахмала.

В качестве шаблона можно использовать старую маску, воздушный шарик или же сделать шаблон из фольги. Для этого несколько слоёв фольги наложить на лицо, сделать прорези для носа и глаз, придать форму лица. Папье-маше
Фото: Источник

Бумагу для работы надо рвать, а не резать. Оптимальный размер полосок: 2 см в ширину и 8−10 см в длину. Первый слой, чтобы не приставал к шаблону, следует наклеивать, смочив бумагу водой. Затем наклеить 2−3 слоя с помощью клейстера, разгладить и дать высохнуть. И уже после этого клеить до нужной толщины. Последний слой желательно сделать белым.

Высыхает маска в течении 2−3 суток. После полного высыхания мелкой наждачной бумагой следует сгладить шероховатости. Кистью нанести грунтовку. После высыхания нанести губкой основной фон, далее разрисовать с помощью кисточки акриловыми красками или гуашью. Завершающий этап — покрытие лаком. Также маску можно декорировать бусинками, стразами, тесьмой и прочими материалами.

Приготовить массу для лепки игрушек и сувениров несложно. Берём туалетную бумагу, рвём её и замачиваем для разбухания в горячей воде на сутки. Затем тщательно разминаем, излишек воды отцеживаем, добавляем клей, можно немного растительного масла, чтобы масса не липла к рукам. Подготовленную массу следует положить в целлофановый пакет и выдержать сутки в холодильнике.

Если задумали создать скульптуру, необходимо сначала соорудить из проволоки и подручных материалов (спичечные коробки, пакеты от продуктов и прочее) каркас. Затем приступать к лепке. Ростовые куклы из папье-маше
Фото: Depositphotos

Читайте также:  Отделка арки декоративным камнем +50 фото

Вот вкратце и вся технология папье-маше. В Интернете можно отыскать множество тонкостей этого увлекательного занятия.

Поделки из папье-маше своими руками

В декорировании помещений или на дачных участках часто используют различные украшения. Замечательным вариантом могут быть поделки из папье-маше. Такие скульптуры гармонично вписываются в ландшафтный дизайн. Их можно установить вдоль аллей, в зоне отдыха или около крыльца. А также они отлично будут смотреться в помещениях, особенно в холлах, прихожих и залах.

Скульптура для сада

Поделки из папье-маше — это несложная технология, поэтому с ней может справиться даже школьник.

Перед началом работы необходимо подготовить материалы:

  • клей ПВА или клейстер, можно использовать клеящую основу для обоев;
  • газетные листы или бумагу;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • кисточки;
  • картон;
  • акриловые краски, можно гуашь или акварель;
  • пластиковые бутылки вместе с пробками, по отдельности;
  • малярный скотч.

Пошаговый мастер-класс

Проще всего сделать фигуры из папье-маше для сада в виде животных — слона, котика, жирафа и т. д.

  1. Для изготовления головы понадобится воздушный шарик, который необходимо будет надуть и намазать любым кремом. Затем необходимо порвать газету или любую другую бумагу на мелкие кусочки и, промазывая клеем, накладывать их на него. Обязательно нужно всё выровнять, чтобы не было лишних наслоений, а затем дать просохнуть. Как только вся бумага высохнет, необходимо проткнуть шарик и вытянуть его. В результате останется форма, которая и будет служить головой скульптуры.
  2. Чтобы сделать глазки, нужно взять две одинаковые пластиковые крышки от бутылок и при помощи малярного скотча прикрепить к голове. Для изготовления носика можно использовать больших размеров крышку или фольгу. Если модель предусматривает уши, то их необходимо вырезать из картона и закрепить малярным скотчем в том месте, где они должны находиться. Щёчки можно сделать техникой лепки, то есть накладывать несколько слоёв бумаги и промазывать их клеем в нужных местах. Обязательно необходимо дать просохнуть всем слоям и только после этого приступать к следующим этапам работы.
  3. Для изготовления туловища нужно взять большую бутылку из пластика — она потребуется для каркаса. Как вариант, вместо бутылки можно использовать пластилин, на который в дальнейшем наносится порванная бумага в стиле. Поделки своими руками из пластилина не будут отличаться от каркасных бутылочных изделий. Кусочки нужно укладывать на пластилин и промазать их клеем, а после полного высыхания — разрезать, удалить пластилиновую основу и склеить бумажные части.
  4. Соединить голову и туловище. Затем развести в небольшом количестве воды шпаклёвку и при помощи кисточки промазать будущую скульптуру, дать высохнуть.

Если модель имеет ручки и ножки (лапки, хвостик), то их делают из цельных кусков газеты методом скручивания — в несколько слоёв. Затем их необходимо зашпаклевать.

Заключительная обработка

Изготовление больших фигур из папье-маше ничем не отличается от создания маленьких. То естьнужен какой-либо каркас, который обмазывается клеем и перекладывается кусками бумаги, а затем ему придаётся определённая форма, вся поверхность грунтуется и оформляется декором.

Важно! Необходимо дать просохнуть каждому слою.

На заключительном этапе мастер оформляет мелкие детали. Например, усики можно сделать из проволоки или нарезанных полосок от пластиковых бутылок. Для фигурок рыси на ушках должны присутствовать кисточки. Цветовая гамма для скульптур выбирается в тон общему дизайну. Главное, чтобы поделка гармонировала с общим фоном интерьера.

Комбинированные изделия

Крупногабаритные фигуры обычно бывают тяжёлыми, поэтому мастера используют комбинированные способы. Это очень удобный вариант для приусадебных участков, когда их необходимо в холодное время года заносить в помещение.

Процесс создания фигуры

При такой технологии внутрь закладывается скомканная бумага — вместо каркаса. Вместо скомканной бумаги можно использовать пенопласт.

Схема работы:

  1. Каждый лист бумаги нужно скомкать и приложить комки друг к дружке.
  2. Из комочков необходимо вылепить фигуру и закрепить её скотчем.
  3. Затем наносится масса папье-маше. Нужно при помощи клея и рваных газетных кусочков обработать всю поверхность. Наложить в 2 или 3 слоя, по необходимости. Мелкие детали изготавливаются из туалетной бумаги, которые предварительно нужно смочить в клее.

Туалетная бумага — это очень удобный материал. Если её размочить в клеящей основе, то можно лепить всё что угодно, как из пластилина или глины. На заключительном этапе наносится последний слой из этой бумаги, который сгладит все неровности на поверхности скульптуры.

Финишная обработка поделки

Нужно дать просохнуть всем слоям и раскрасить фигуру. Можно использовать акриловые краски, гуашь или акварель. После нанесения на скульптуру красок необходимо вновь наложить слой клея — для фиксации красок и грунтовки. Далее нужно обработать поверхность яхтным акриловым лаком. Необходимо нанести его в три слоя.

Такой лак специально используется для окраски деревянных поверхностей различных катеров и других судов. Он отлично защищает изделие от влаги, поэтому нет необходимости в дождливую погоду заносить фигуру в помещение.

Желательно использовать именно клей ПВА, а не обойный, так как по структуре он намного крепче. Перед покраской лаком можно нанести специальный декоративный воск, который придаст блеск изделию.

Из туалетной бумаги

Многие мастера при изготовлении фигур используют в качестве исходного материала туалетную бумагу. Она очень пластичная и замечательно подходит для творчества. В комбинированных методах её используют для проработки мелких деталей.

Для приготовления массы необходимо порвать туалетную бумагу на кусочки и положить в тазик, а затем залить её водой. Бумага должна набухнуть, для ускорения процесса можно использовать кипяток. Затем нужно слить избыток воды и вымесить массу, как тесто, или взбить блендером, чтобы получилась однородная консистенция.

Полученную массу необходимо смешать с клеем ПВА, и можно начать изготовление фигур из папье-маше своими руками. Такая техника очень проста, а сам процесс интересен.

Полые фигуры

Изготовление полых фигур имеет среднюю сложность работы. Чтобы сделать поделку, потребуется 3 дня.

Необходимые материалы:

  • схема или эскиз;
  • пенопласт;
  • ножницы и резак;
  • фольга и вата;
  • строительный фен;
  • смесь из туалетной бумаги и клея;
  • наждачка;
  • белая краска (желательно акриловая).

Следует помнить! Пенопласт очень легко воспламеняется и при горении выделяет вредные для организма вещества.

Начинать работу нужно с чертежа. Продумать, как будет выглядеть фигура, и составить схему. Затем её необходимо перенести на пенопласт и вырезать при помощи резака или канцелярского ножа. На следующем этапе работы детали необходимо обернуть фольгой и нанести массу. Все тщательно просушить, например, в духовке детали высыхают за одну ночь.

Затем необходимо перейти в хорошо проветриваемое помещение. Потребуется строительный фен, который нужно направить на дно фигуры и включить самый сильный режим. Чтобы избежать неприятного запаха, можно использовать респиратор. В результате такой процедуры пенопласт полностью расплавляется.

Теперь нужно удалить фольгу из внутренней части фигуры и ошкурить поверхность. Желательно её обработать в один слой шпаклёвкой, а затем убрать все неровности наждачкой.

На заключительном этапе используется декоративное оформление изделия. Например, для изготовления домика можно использовать вату и белый акрил для покраски. Сверху можно приклеить блёстки и покрыть домик лаком.

Экзотичный Догу с часами

В Японии при археологических раскопках были найдены удивительные фигурки, которые называются Догу. Это одни из самых старых скульптур — их происхождение датируется 10-м тысячелетием до нашей эры.

Чтобы приготовить такую оригинальную скульптуру, потребуются следующие материалы:

  • туалетная бумага;
  • мешковина;
  • гипс;
  • клей, желательно столярный вид;
  • проволока.

В качестве инструментов понадобятся большой таз, где будет вымешиваться бумажная смесь, и небольшие ёмкости для клея.

Чтобы сделать массу, потребуется обычная туалетная бумага. Предварительно нужно растворить столярный клей на водяной бане и в горячем виде залить бумагу. При помощи миксера всё тщательно перемешать и добавить в полученную массу гипс. Ни в коем случае нельзя использовать алебастр, так как он быстро схватывается, и с ним невозможно работать.

Полученная масса должна иметь консистенцию кашицы средней густоты. Затем её нужно разделить по пакетам и убрать в холодное место на одни сутки, например в холодильник. После охлаждения она не будет приставать к рукам и из неё будет легко лепить. Во время работы нужно обязательно использовать каркас или форму, так как такой вариант массы может трескаться.

Основные этапы работы

Точная копия фигурки необязательна. Можно проявить фантазию, добавить что-то своё, и получится замечательная статуэтка. Сначала нужно найти изображение и сделать по нему выкройку. Затем надо перевести её на картон и оставить небольшие запасы для сгибов. Собрать фигурку.

Взять мешковину, заранее порезанную на кусочки, и при помощи столярного клея нанести её на картонный каркас. Сверху на конструкцию нужно приклеить более тонкий материал, чтобы после высыхания мешковины не оставались затвердевшие нити. Тщательно просушить.

Теперь можно приступить к черновому варианту нанесения массы на фигуру. Сразу необходимо приклеить все мелкие детали, чтобы фигурка походила на статуэтку Догу.

Декоративное оформление скульптуры

Подставку можно сделать из доски. Её необходимо загрунтовать, покрасить и сверху покрыть лаком для блеска и прочности. Из полиуретанового багета нужно согнуть декоративный элемент для торцевой части. Это нужно сделать очень аккуратно — полиуретан нагреть при помощи фена, тогда он будет пластичным.

Теперь нужно вырезать отверстие в статуэтке и вмонтировать в неё настольные часы. Предварительно их нужно вынуть из родного корпуса.

Покраска происходит в несколько этапов. Первый слой — оливковый или зелёный оттенок. Вторично полностью окрашивать фигурку не нужно. Надо кончиком кисти (или поролоном) по выпуклым местам нанести коричневый тон. На третий раз нужно пройтись белым цветом в самых выступающих местах, а по краям нанести немного красного оттенка.

Советы и рекомендации

Такие поделки отлично подходят для декора квартиры, дачных домиков и участков. При помощи этой техники можно делать оригинальные светильники, рамки для фотографий, статуэтки, декор для сада и различные фигурки.

Читайте также:  Как выглядит ремонт за 1 млн рублей

Полезные советы:

  1. Материал в любой подделке необходимо зафиксировать и придать ему прочность. Так как в технике в качестве основы используется бумага, то и закрепление в этой технологии очень актуально для всех фигур.
  2. Фиксацию нужно проводить в несколько слоёв: первоначально использовать грунтовку или клей, а затем декоративный лак.
  3. Для работы подходят любые краски — гуашь, акрил, масляные варианты или акварель. Цветовая гамма зависит от выбора мастера.
  4. На заключительном этапе каждую работу необходимо обязательно загрунтовать при помощи водной эмульсии, дать просохнуть и только после этого приступать к декору.
  5. Чтобы сделать лак матовым, нужно добавить в него специальную смесь. Надо взять небольшой кусочек хозяйственного мыла, измельчить его и растворить при помощи керосина, а затем вылить в массу с глянцевым лаком. Всё тщательно перемешать.

Технология папье-маше не требует больших вложений и несложна в исполнении. Можно изготавливать поделки вместе с детьми — это поможет развить у них чувство вкуса и такие навыки, как терпение, усидчивость и трудолюбие. Масса папье-маше очень пластична, поэтому с ней легко работать.

Используем папье-маше в интерьере

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний — маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.

В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.

Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике — бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Идеи для папье-маше

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.

Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.

Читайте также:  Коттедж в украинском традиционном стиле

Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.

Маски для карнавала и не только

Папье-маше считается классическим материалом для изготовления церемониальных и карнавальных масок. Конечно, при работе лучше применять купленный образец, который просто обкладывают кусочками бумаги, смазанными в клее. Если оригинала под рукой нет, то придется использовать собственное лицо. Для этого его обкладывают защитной пленкой (лучше брать пищевую), затем несколькими слоями салфеток и только сверху приклеивают массу. После того как все очертания лица будут перенесены на заготовку маски, ее снимают, а края подрезают в местах, где есть излишки, и накладывают дополнительные кусочки бумаги, чтобы толщина изделия увеличилась. После этого папье-маше дают окончательно высохнуть и затвердеть. Затем покрывают слоем лака, краской, приклеивают блестки, кусочки фольги, стразы и прочий мелкий декор. Оригинальным украшением в дизайне комнаты станет голова животного из папье-маше: носорога, оленя, волка, льва. Подобные элементы сочетаются с охотничьим стилем, сафари, шале.

Из материала можно быстро изготовить новогодний или хэллоуинский декор, когда сроки уже поджимают, а в магазин бежать некогда: миниатюрные тыковки, елочки, шарики, колокольчики, фигурки символичных животных (олени, медвежата, летучие мыши, пауки).

Декоративная посуда

Из папье-маше получаются оригинальные тарелки, чаши, чайники, чашечки, бутылки и стаканы. Использовать такую посуду по прямому назначению, конечно, нельзя, но декор выйдет красивым. Из этого же материала можно изготовить целый набор для детских чаепитий. Миниатюрный заварочный чайничек и комплект кружек порадуют девочку. Тематические фигурки Шляпника и Белого Кролика дополнят церемонию. Тарелки после росписи располагают на подставках. Подходят такие украшения к деревенскому, этническому стилю, провансу и кантри. Чтобы сделать посуду, используют образцы, которые обклеивают бумагой. Форму тарелки не так легко повторить. Декоративные чаши могут использоваться для хранения конфет или фруктов. Такую нагрузку украшение выдержит, а вот от контакта с жидкостями его следует оградить.

Заключение

Папье-маше — наглядный пример того, что даже из самых простых ингредиентов, добавив к ним толику фантазии, можно создать нечто оригинальное, авторское и при этом невероятно красивое. С годами рецептура бумажного теста менялась, к ней стали добавлять новые ингредиенты, но два основных компонента остались прежними. Помните, что мало просто создать анатомически верную форму, ее нужно еще и правильно раскрасить, подключив таланты художника. Лепка из папье-маше может стать замечательным хобби для всей семьи, в котором взрослые будут изготавливать «серьезный» декор, а дети — миниатюрные фигурки или маски. Процесс работы с массой без молдов развивает мелкую моторику рук, что особенно полезно для ребенка.

Как сделать статуэтку скульптуру из папье маше: мастер класс по изготовлению сувенира

Нургалиева Лариса предлагает смастерить статуэтки из папье маше, которые станут отличным декором для вашей квартиры.

За основу взята скульптура из папье маше (или другого материала), изображение которой для работы лучше распечатать.

Работу начинаем с формирования скелета нашей будущей статуи, для чего можно взять обычную проволоку.

Когда из проволоки будет готова основа, ее необходимо обмотать фольгой. В роли головы отлично подойдет небольшой шарик, также скатанный из фольги.

Далее приступаем к использованию папье маше, картинки показывают как следует обклеить скелет. В качестве массы для папье маше используется масса из яично бумажных ячеек.

Формируем все детали нашей скульптуры по возможности, если какие то элементы вылепить сложно, то после просушивания статуэтки их можно подправить.

Далее приступаем к более мелким деталям. В данном случае вылепляем кисти рук (пальцы не нужно), волосы и все еще раз облепляем папье маше во второй раз. Обязательно сушим достаточно хорошо.

Примерно так должны выглядеть волосы.

Лепка лица достаточно сложная работа: формируем скулы, глазницы, веки и губы. Опять заготовка должна быть высушена.

Так выглядит статуэтка после сушки.

Следующим этапом будет нанесение шпаклевки в один слой, просушка и затирка. Для последнего процесса необходима наждачная бумага нулевого номера. Затем следует нанести еще один слой шпаклевки.

Так выглядит наша статуэтка уже после второго захода со шпаклевкой и наждачкой. Обратите внимание, что особенно тщательно проработаны мелкие элементы: пальцы на ногах, косточки голени и т. д. На данном этапе предполагалось, что девушка будет держать в руках ракушку.

Однако, как-то руки показались слишком длинноватыми, пришлось немного переделать. Дополнительно немного прибавилось локонов на груди, а также размер попы (для эффекта).

Теперь более подробно про пальцы рук и ног, которые необходимо изготовлять из глины.

Начинается работа с лепки небольших колбасок, которые по форме и размерам должны походить на пальцы. Затем данные колбаски в форме веера следует соединить и закрепить на руке. Аккуратно формируем ладошку и тыльную сторону ладони, для сглаживания стыков используем воду.

Теперь пришло в голову дать в руки кувшинчик, который вылепляется отдельно.

Для скрепления его используем ПВА, которым следует покрыть кувшин по всей поверхности.
Приклеиваем кувшин к статуэтке при помощи клея.

Для грунтовки в этом случае подошла краска акриловая с перламутром, но ее можно заменить любой грунтовкой.

Грунтуем тщательно во всех местах.

Затем решено было использовать акриловую краску золотого цвета, но что-то показалось не так как нужно и в ход пошел битумный лак.

Для получения бронзового эффекта поверх черной поверхности следует нанести золотую акриловую краску, которую тщательно растушевываем по всей поверхности. Совсем немного добавлено бронзовой краской с перламутром.

А это варианты на тему, которые отлично подойдут как сувениры из папье маше.

Теперь из готовых статуэток можно вполне формировать веселую компашку.

Одной из будущих героинь только что пришлось приделать волосы. В качестве шпаклевки для нее используется затвердевающая глина, которая более удобна в дальнейшей обработке.

Предполагается, что на также будет держать в руках кувшин.

Еще один вариант на тему ожидает своей доделки.

Можно сделать сидящую статуэтку, но эта скорее всего ничего держать в руках не будет.
А это та самая затвердевающая глина, о которой шла речь.

Очередной этап работы над статуэткой, которая еще не полностью высохла, что видно по некоторым темным местам.

Вариации на тему в сидячем положении.

А эта вот будет с кувшином, правда, великоват немного получился, но ничего.

Правда симпатичные работы получаются из обычного папье маше?

Картина-панно из папье-маше в технике пейп-арт

Всем привет, дорогие друзья!

Сегодня я покажу вам, как сделать картину-панно из папье-маше и техники пейп-арт. Картина получится очень красивой и оригинальной.

  • Прямоугольный кусок фанеры или ДВП;
  • Клей ПВА;
  • Горячий клей;
  • Салфетки;
  • Трёхслойные салфетки;
  • Масса для папье-маше (как её изготовить смотрите здесь);
  • Копировальная бумага;
  • Контурный рисунок (можно распечатать на принтере);
  • Акриловые краски и лак.

Шаг 1.

Лицевую поверхность фанеры или ДВП, оклеиваем салфетками с помощью клея ПВА, для создания текстурной поверхности. Оставляем сохнуть.

Шаг 2.

Берём контурный рисунок, который мы хотим видеть далее на картине-панно и с помощью копировальной бумаги переносим его на поверхность приклеенных салфеток.

Шаг 3.

Лепим массу папье-маше внутрь изображений на салфетках (здесь это цветы и листочки), создавая объёмность картины, аккуратно удаляя её по краям контура. Сушим.

Шаг 4.

Нарезаем полоски из трёхслойных салфеток и, смачивая их на мокром полотенце, скручиваем из них жгутики, а затем, на клей ПВА приклеиваем по контуру нашего изображения из папье-маше, и на изображение разных завитушек-стебельков (на фото очень понятно то, что я сейчас описывал). Подробнее, технику пейп-арт, можно посмотреть здесь .

Шаг 5.

Серединки цветочков и концы стебельков украшаем горохом, приклеив его клеем ПВА, создавая таким образом как бы законченность картины. И клеем ПВА, немного разведённым водой, с помощью кисточки проходим по приклеенным жгутикам из салфеток. Оставляем всё хорошо сохнуть.

Шаг 6.

Теперь нужно покрасить всё изображение акриловой краской в основной цвет (здесь чёрный). Сушим.

Шаг 7.

На данном этапе, нам нужно создать эффект патины на картине, для этого покрываем её акриловой краской зелёного цвета методом «сухой кисти». Сушим.

Шаг 8.

Акриловой краской бронзового цвета, так же методом «сухой кисти», выделяем рельефность изображения. Оставляем сохнуть.

Шаг 9.

Теперь, так же краской бронзового цвета, лёгкими касаниями кисти, раскрашиваем наше изображение, а именно: цветочки, листики и стебельки. Сушим краску.

Шаг 10.

Здесь нужно покрыть нашу картину-панно акриловым лаком и так же дать ему высохнуть.

Шаг 11.

Горячим клеем, приклеиваем сзади картины петельку, на которой она будет висеть.

Шаг 12.

Заключаем картину в рамку и вешаем на стену.

Посмотрите, как будто бронзовая чеканка получилась! Очень красивая и оригинальная идея.

Если вам понравился этот МК, поделитесь им в соц-сетях.

Ссылка на основную публикацию